Система уроков в зачетном разделе при изучении географии

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: обобщить, повторить и закрепить знания по теме “Природа”.

Задачи:

  • Знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры, особенности климата России, морей, рек и озер, размещение основных типов почв, примеры использования и значения в жизни людей.
  • Развивать умения анализировать материал, делать обобщение и приводить аргументы.
  • Через разнообразные формы работы прививать интерес к изучению географии.

Тип урока: урок-зачет.

Вид урока: устная и письменная форма проверки знаний.

Оборудование: атласы, зачетные листы, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1. Орг. момент. Учитель поясняет правила заполнения зачетных листов по ходу проведения зачета.

2. Проведение зачета.

Задание №1 (слайд 1)

Учитель цитирует отрывок стихотворения Ф.И. Тютчева:

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...”

- О чем эти строки? Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свой ответ.

Задание №2 (слайд 2)

Выберите верный ответ:

1.На территории России преобладают:

А) низкие горы;

Б) высокие и средневысокие горы;

В) равнины;

Г) нагорья.

2. Самые древние породы выходят на поверхность в районах распространения:

А) щитов;

Б) плит;

В) впадин;

3. Горные районы России находятся:

А) в северной части;

Б) на юге Сибири и на востоке;

В) в европейской части;

Г) на севере Сибири.

Задание №3 (слайд 3)

Используя шкалу высот на физической карте России, определите характерные высоты Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Какая из них ниже?

Ответ запишите в зачетный лист.

Задание №4 (слайд 4)

В России находится много вулканов, один из них описал землепроходец В. Атласов: “А от устья идти вверх по Камчатке-реке недалеко. Есть гора, подобная хлебному скирду, велика гораздо и высока, а другая близ нее - подобна сенному стогу и высока гораздо: из нее днем дым, а ночью искры зарево”. Как название этому вулкану? Где находится? Чем обусловлено извержение вулкана.

Задание №5 (слайд 5)

Что изображено на рисунках под буквами “а” и “б”?

Задание №6 (слайд 6)

По стихотворным строчкам А.С. Пушкина определите, о каком атмосферном процессе идет речь:

А)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась...

Б)

Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный...

В)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...

Задание №7 (слайд 7)

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона

1) Архангельск

2) Салехард

3) Ростов-на-Дону

4) Нижний Новгород

Задание №8 (слайд 8)

Чем отличаются моря от океанов? Перечислите моря, омывающие северное побережье России.

Задание №9 (слайд 9)

Установите соответствие:

Количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.

Количество воды, которое протекает за год.

Количество воды, которое протекает за год.

Превышение истока над устьем, выраженное в метрах

А. Годовой сток.

Б. Расход воды.

В. Падение реки.

Г.Уклон реки.

Задание №10 (слайд 10)

Определите по описанию реку: “ Относится к бассейну Северного Ледовитого океана, берет начало в горах Алтая. Речной бассейн реки вместе с притоками являются крупнейшими на территории России”.

Задание №11 (слайд 11)

Верно ли утверждение:

Некоторые реки Кавказа и Алтая - реки с ледниковым типом питания.

А. Да

Б. Нет

Аргументируйте свой ответ.

Задание №12 (слайд 12)

Выберите верный ответ. Выбранный ответ аргументируйте.

Самые глубокие озера имеют происхождение:

А) тектоническое;

Б) карстовое;

В) моренное.

Задание 13 (слайд 13)

Установите соответствие между озером и реками, впадающими в него.

Озеро Река
1. Ладожское А. Нева
2. Байкал Б. Ангара
3 Селигер В. Баргузин
    Г. Свирь
    Д. Кама
    Е. Сев. Двина

Задание №14 (слайд 14)

Завершите схему “Условия почвообразования”, впишите недостающие элементы.

Задание №15 (слайд 15)

Выберите верный ответ.

При накоплении растительных и животных остатков и их разложении образуется:

А) горизонт вымывания;

Б) горизонт вмывания

В) материнская порода;

Г) гумусовый горизонт.

Задание №16 (слайд 16)

Определите природные зоны и укажите соответствующие для них типы почв.

  1. Тундра.
  2. Степь.
  3. Тайга.

Задание №17 (слайд 17)

Продолжите предложение:

Система мер по борьбе с эрозией почв включает:_____________ .

3. Подведение итогов: (слайд 18)

  • 50-55 - оценка “5”;
  • 40-49 - оценка “4”;
  • 30-39 - оценка “3”;
  • Менее 30 - оценка “2”.

Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “Я и природа”.

Зачетный лист

ФИО___________________класс_________дата_________

№ задания Запись ответо Макс. кол-во балло
1   5
2   3
3   4
4   5
5   2
6   3
7   1
8   4
9   4
10   1
11   2
12   3
13   3
14   2
15   2
16   6
17   5
итого   55
  • 50-55 - оценка “5”;
  • 40-49 - оценка “4”;
  • 30-39 - оценка “3”;
  • Менее 30 - оценка “2”.