Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (769 кБ)


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Цели:

  • воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД
  • образовательные: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова “Крестьянские дети” как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;
  • развивающие: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Используемые материалы: презентация , учебник, раздаточный материал

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н.А. Некрасов

1. Орг. момент

Приветствие. Мотивация урока.

- Рады слышать мы звонок
Начинается урок
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять (1 мин)

2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос

- Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Вы сегодня будете исследователями.

- Что значит – провести исследование? (фронт. опрос) 2мин

- Какова структура исследования?(2 мин)

3. Определение структуры исследования (урока)

- Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)

Чтение слайда 1 (презентация)

  • Объект исследования;
  • Тема исследования;
  • Проблема исследования
  • Цель исследования
  • Гипотеза
  • Задачи
  • Практическая часть
  • Итоги работы

- По ходу урока мы будем заполнять дневник исследователя (приложение )

4. Определение объекта исследования.

- Посмотрите на доску (слайд 2). Портрет какого поэта вы видите перед собой? С каким произведением Некрасова мы знакомились на прошлом уроке? (1 мин) (фронт. опрос) Из этого стихотворения я взяла строки в качестве эпиграфа

5. Определение темы исследования и урока (3 мин)

Работа с эпиграфом к уроку.

- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов (слайд 3)

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

- К кому обращается Николай Алексеевич? Что же будет объектом исследования? (заполним наши листочки)

- Что Николай Алексеевич пишет нам во второй сроке? Какое слово будет ключевым на сегодняшнем уроке?

- Какую тему мы будем рассматривать на уроке? (фронт. опрос)

“Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова “Крестьянские дети” (слайд 4)

- Знаете ли вы произведения о детях, читали ли вы их. (фронт. опрос) (2 мин)

- Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.

6. Проблема исследования.

- Почему Некрасов обращается к данной теме? (фронт. опрос)

- Это и есть проблема нашего исследования (узнать, как показывает поэт в своем стихотворении детство крестьянских детей)

7. Определение цели исследования.

- А вам хотелось бы взглянуть на жизнь крестьянских детей глазами Н.А. Некрасова? Это будет цель нашего исследования. (фронт. опрос) (3 мин)

8. Гипотеза.

- Проблему, над которой нам предстоит работать, мы выяснили, определили цель, а теперь вернемся к ключевому слову “детство”. Каким вы видите свое детство? Попробуйте подобрать ассоциации к данному слову, составить кластер. Поработайте в парах (3 мин)

- К нашему кластеру мы вернемся еще в конце урока (фронт. опрос) (3 мин)

9. Задачи исследования (2 мин)

- Можете ли вы сравнить свое детство с детством крестьянских детей?

- Что мы должны для этого сделать? Это и есть задачи нашего сделать? Это и есть задача нашего исследования.

Физминутка ( 2 мин)

Мы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнем.

10. А теперь мы поработаем в группах. Задание перед вами на партах.

(3 мин на подготовку)

1-я группа.

Задание. Рассмотрите картины А.Г.Венецианова “Крестьянские дети в поле”, “Гумно”, “Жатва”, картины В. Перова “Тройка” и В.Е.Маковского “Игра в бабки” и ответьте на вопросы:

1. Что объединяет произведение Некрасова “Крестьянские дети” и картины русских художников?

2. Что вы можете сказать по картинам о жизни, быте крестьянских детей?

3. Какие из данных картин вы можете выбрать в качестве иллюстраций к стихотворению?

(слайды 5-10)

2-я группа.

Задание. Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием “Детская комедия”.

1.Чем это произведение похоже на комедию?

2. Как автор относится к детям? Какие слова он использует для этого? Найдите их в тексте и выделите.

(слайд 11)

3-я группа.

Задание. На примерах одного из героев стихотворения, выполните задание и ответьте на вопросы:

1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?

2.Кто является примером для крестьянских детей?

(слайд 12)

7 мин на выступление

11. Итог урока.

- Итак, давайте подведем итог. Вернемся к началу урока к нашему эпиграфу.

- Обратите внимание на выражение “красное детство”

(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство).

Вот таким вы изобразили детство в начале урока (1 мин)

- Изменились ли ваши впечатления о детстве? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова? Посмотрим. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Поработайте в группе, на лучах солнца напишите о детстве крестьян, прикрепите их к доске. Составим кластер “Детство глазами Некрасова” (2 мин)

(слайд 13)

(групповая работа) Вы видите различия? Все ли совпадает?

12. -Продуктом нашего исследования стал кластер, но он может быть различным.

13. Дом. задание (по выбору) (слайд 14)

14. Рефлексия.

- Почувствовали ли вы себя исследователями? Получилось ли наше исследование? Смогли ли мы ответить на вопрос?

- Вернемся к нашей структуре исследования. А пригодиться ли она вам, можем ли мы ее использовать еще где-то?

- Мы сегодня работали в группах и парах. Попробуем оценить себя. Заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах.

I. Оцените работу своей группы

II. Оцените свою работу

1 .В группе я работал активно\пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен

3. Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

Приложение.