Программа «Мультимедийный эколого-этнографический проект "Дом"»

Разделы: Информатика, Экология


Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках совершенствования преподавания в подготовке высоко образованной и интеллектуально развитой личности. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применять имеющиеся у него знания ни в реальной жизни, ни в других предметных областях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

Интеграция – (лат. восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое. Можно так скоординировать эту работу, что эффективность воздействия на учеников возрастет в несколько раз.

Интегрированная программа “Мультимедийный эколого-этнографический проект “ДОМ” объединяет два направления: экологическое и научно-техническое.

Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и неживой природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к новым источникам информации и способам ее оформления, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества.

Программа рассчитана на 72 часа занятий в течение учебного года с периодичностью уроков – 2 часа в неделю (1 час по экологии и 1 часа по редактору презентаций “Power point”) для учащихся 4-5 классов.

Цели проекта:

формирование у детей первичных навыков исследовательской работы путем передачи знаний о животных, их связях с окружающим миром и формирование навыков использования ИКТ для оформления результатов работы.

Задачи проекта.

  1. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
  2. Обучение компьютерным технологиям обработки информации.
  3. Развитие интереса к исследовательской деятельности.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.
  5. Приобщение детей к устному народному творчеству и развитие интереса к культурным традициям народов России и мира.

При разработке данной программы авторский коллектив опирался на систему непрерывного экологического образования Т.В.Шпотовой.

Эколого-этнографический проект “ДОМ” посвящен изучению животных – наших соседей по планете, удивительных созданий, живущих с людьми в одном общем доме - планета Земля.

В основе проекта лежит стержневая структура. В качестве стержня выступает ключевой объект – животные данной местности. Данная программа позволяет проводить учебную исследовательскую работу с разными классами животных (звери, птицы, насекомые и т.д.). Изучаемый объект диктует содержание образовательных циклов и мероприятий проекта: программа по экологии, программа редактора презентаций “Power Point”, чтение сказок, театр, литературное творчество, художественное творчество (компьютерная графика), исследовательская работа, фестиваль сказок, конференция. <Рисунок 1>

Программа по экологии является важной составной частью проекта. В ее основу положены шесть базовых экологических понятий: среда и место обитания живых существ, условия существования организмов, приспособления организмов к условиям существования в данном месте, взаимоотношения организмов между собой и объектами неживой природы, цикличность природных процессов, биоразнообразие.

Большое место в проекте уделено исследовательской работе детей. Задачей этого направления является обучение детей основам исследовательской работы: умению работать с литературой, классифицировать, обобщать разрозненные сведения, умению формулировать общие положения, представлять результаты своих исследований, как в виде оформленного реферативного обзора, так и в виде доклада на конференции.

Необходимой составной частью данной программы является курс “Редактор презентаций “Power Point”. Возможности данного редактора позволяют детям оформить и представить свою исследовательскую работу в виде мультимедийной презентации.

Изучение курсов экологии и редактора презентаций “Power Point” идет параллельно. Информация, полученная на уроках экологии, эффективно используется при выполнении практических заданий на уроках информатики в виде материала для презентаций.

Проект носит название эколого-этнографического, так как ряд занятий посвящен знакомству детей с этнографией – особенностями творчества разных народов, проявляющимися в легендах и сказаниях.

Работа над проектом предполагает два этапа:

Первый этап курса по экологии начинается с чтения сказок русского и татарского народов, сказок народов мира о животных. Выбор сказочного начала проекта обусловлен, как возрастом детей, так и тем, что главными героями народных сказок часто бывают животные, обитающие, как правило, в тех же природных условиях, в которых жили сочинители сказок. Чтение сказок чередуются обучением детей умению рассказывать сказки, постановкой спектаклей и литературным творчеством самих детей.

Занятия по информатике на первом этапе посвящены освоению основных приемов работы в редакторе презентаций “Power Point”. С помощью графических редакторов, изученных ранее, учащиеся выпускают афишу к “Фестивалю сказок” и пригласительные билеты для зрителей, передают свои впечатления от явлений и объектов окружающего мира, создавая портреты животных, рисуя места их обитания и т.д.

Первый этап работы по проекту заканчивается “Фестивалем сказок”. <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>

На втором этапе проекта дети ведут исследовательскую работу: выясняют место изучаемых животных в системе животного мира, знакомятся с особенностями их строения и приспособлениям к условиям среды, рассматривают пищевые и непищевые взаимоотношения с другими живыми существами, получают представления о цикличности процессов, которым подчинена жизнь животных, знакомятся с понятием экологическая ниша. Параллельно на уроках информатики учащиеся оформляют результаты своих исследований в виде мультимедийной презентации.

Второй этап заканчивается конференцией, на которой дети докладывают о результатах своих исследований, используя созданную ими презентацию.

Учебно-тематический план занятий (экология)


п\п
Тема Количество часов
Итого Теор. занятия Практ. занятия
1 Вводное занятие 1 1  
2 Организационное занятие. Рассказ о проекте “ДОМ” 1 1  
3 Чтение сказок народов России и мира. Знакомство с приемами сказания сказок 2 2  
4 Выбор сказок для театральной постановки 1 1  
5 Репетиция спектаклей 4   4
6 Подготовка к фестивалю сказок 1   1
7 Фестиваль сказок 2   2
8 Организационное занятие о задачах и ходе выполнения второго этапа проекта “ДОМ” 1 1  
9 Живые существа Земли 1 1  
10 Какие бывают животные на Земле? 1 1  
11 Самые знакомые животные – звери (млекопитающие) 1 1  
12 Выбор животного для написания реферативного обзора 1 1  
13 Когда на Земле появились звери? 1 1  
14 Естественная история Земли 1 1  
15 Где живут звери? 1 1  
16 Место обитания животных 1 1  
17 Условия существования млекопитающих 1 1  
18 Приспособления млекопитающих к жизни 1 1  
19 Взаимоотношения зверей с другими живыми существами и объектами неживой природы 1 1  
20 Консультации по написанию реферата 2 2  
21 Циклы и ритмы в жизни млекопитающих 1 1  
22 Консультации по написанию реферата 2 2  
23 Экологическая ниша 1 1  
24 Итоговое занятие по программе 1 1  
25 Оформление реферата 2 2  
26 Написание доклада для представления на конференции 1 1  
27 Итоговая конференция по проекту 2   2
Итого: 36 27 9

Содержание программы (экология) <Приложение 1>

Учебно-тематический план занятий (информатика)

№ п\п Тема Количество часов
Итого Теор. занятия Практ. занятия
1 Вводное занятие 1 1  
2 Основы работы на ПК 2 1 1
3 Работа в графическом редакторе 5 1 4
4 Начальные сведения 2 1 1
5 Создание презентации 1 0,5 0,5
6 Вставка объекта WordArt 1 0,5 0,5
7 Ввод текста в презентацию 3 1 2
8 Вставка рисунка в презентацию 2 1 1
9 Добавление анимации в презентацию 3 1 2
10 Вставка в презентацию звука и фильма 2 1 1
11 Режим смены слайдов 1 0,5 0,5
12 Разветвленная презентация 3 1 2
13 Создание презентации на заданную тему 9 2 7
14 Итоговая конференция 1 1  
  Итого: 36 13,5 22,5

Содержание программы (информатика) <Приложение 2>

Перечень знаний умений и навыков

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • особенности морфологии и экологии животных;
  • механизмы взаимосвязей организма и среды;
  • методы исследований;
  • правила выполнения и оформления научно-исследовательской работы;
  • основные этапы разработки сценария презентации;
  • возможности редактора презентаций Power Point;
  • приемы создания презентации;

Учащиеся должны уметь:

  • проводить описание, идентификацию, классификацию биологических объектов;
  • работать с научной литературой, проводить самостоятельные литературные изыскания по заданной теме;
  • анализировать и обобщать результаты своих исследований;
  • представить свою исследовательскую работу на научной конференции;
  • работать в редакторе презентаций Power Point:
    • создавать и оформлять слайды стандартного типа,
    • редактировать содержание презентации,
    • форматировать слайды,
    • настраивать анимацию объектов,
    • создавать навигацию в презентации.

Формы учета и оценки знаний и умений учащихся:

  1. Тестирование для определения уровня знаний.
  2. Устный опрос по предыдущей теме.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Конкурс пригласительных билетов.
  5. Фестиваль сказок.
  6. Конференция.

В результате реализации проекта можно отметить:

  • повышение уровня учебных достижений, развитие логического мышления учащихся, их творческой и познавательной активности;
  • повышение уровня учебной мотивации учащихся, активное участие в проектной, творческой деятельности;
  • формирование у учащихся навыков исследовательской работы, использования возможностей современных информационных технологий;
  • успешное участие и победы воспитанников в муниципальных, республиканских конкурсах, олимпиадах.

Перечень необходимого оборудования для реализации программы

Для успешной реализации необходимы:

  • компьютерный класс;
  • учебный класс, оборудованный компьютером и мультимедиа проектором;
  • специалисты по информационным технологиям;
  • педагоги по экологии, владеющие ИКТ;
  • возможность системного обучения по двум направлениям.

Список литературы

  1. Акимушкин И. Мир животных. - М.: .Мысль, 1992.
  2. Брем А.Э. Жизнь животных. Млекопитающие. - М.: Терра, 1992.
  3. Детская энциклопедия. Доисторический мир. Пер. с англ. - М.: Компания “Евразийский регион”, 1994.
  4. Гаке В. Происхождение животного мира. - М.: Терра, 1996.
  5. Радзиевская С. Круглый год. Рассказы о природе, Казань, 1985.
  6. В.Г.Мануйлов. Power Point-97 на уроках. - М.: Информатика и образование, 1999.
  7. В.Б.Акимов, С.Б. Сидоров и др. – ИД “Весь”, СПб, 2002.
  8. Журналы “Информатика и образование”, 2000-2006 г.
  9. Газеты “Информатика”, приложение к газете “1 сентября”, 2000-2006 г.

Приложение:

Литературное творчество учащихся <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>

Пригласительные на фестиваль сказок <Рисунок 8>

Фрагменты презентаций учащихся <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>