Урок математики на тему «Сравнение рациональных чисел». 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

Обучающие:

  • познакомить с правилами сравнения положительных и отрицательных чисел;
  • учить применять полученные знания при выполнении различных заданий.

Развивающие:

  • способствовать овладению учащимися   основными  способами мыслительной деятельности (умение  сравнивать, анализировать);
  • способствовать развитию математической речи учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать формированию познавательного интереса;
  • способствовать формированию  личностных качеств: доброты,  взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать.
№ п/п Этап урока Время Задачи этапа
1 Организационный момент. 3 мин. Настроить учащихся на урок.
2 Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. 10 мин. Повторить положительные и отрицательные числа, изображение их на координатной прямой, модуль числа, сравнение положительных чисел.
3 Изучение нового материала. 10 мин. Выведение правил сравнения чисел.
4 Физкультминутка. 3 мин. Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
5 Закрепление изученного материала. 13 мин. Формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ.
6 Домашнее задание. 2 мин. Инструктаж по домашнему заданию.
7 Итог урока. 4 мин. Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия.

(Перед началом урока каждому обучающемуся раздаются картинки сов и карточки, в которых они выполняют задания в ходе всего урока)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Настрой на урок: ребята, я попрошу вас закрыть глаза и выполнить упражнение: “Дыхание горкой”.

  • Вдох - выдох - пауза.
  • 2 вдоха - 2 выдоха - пауза.
  • 3 вдоха - 3 выдоха - пауза.
  • 2 вдоха - 2 выдоха - пауза.
  • Вдох - выдох - пауза.

 Открыли глаза, садитесь.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

- Какую тему изучали на предыдущих уроках?

Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.

Повторим положительные и отрицательные числа (слайд №3)

- Приведите примеры положительных чисел.

- Приведите примеры отрицательных чисел.

- Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?

- Что можно сказать про число 0?

Письменно на листочках (слайд № 4)

Проверить и подвести итог (слайд № 5)

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4,
  • 3 "+" отметка 3.

Повторим про координатную прямую 

- Дайте определение координатной прямой.

Письменно на листочках:

2. 

а) Запишите координаты отмеченных точек. (слайд6)

б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2). (слайд 7)

Проверить и подвести итог (слайд № 8)

  • 9 "+" отметка 5,
  • 8-7 "+" отметка 4,
  • 5-6 "+" отметка 3.

Повторим о противоположных числах, модуле числа  (слайд № 9)

- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.

- Что называется модулем числа а?

- Чему равен модуль положительного числа? Пример.

- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.

- Чему равен модуль 0?

Письменно на листочках

3.

а) Запишите точки, которые имеют противоположные координаты. (слайд № 10)

б) Из данных чисел -2,6; 2,05; 2,2; -2,22; 2,53 выберите то, которое имеет наибольший модуль . (слайд № 11)

в) Вычисли: |-4|1,5; 34 - |- 16|; |+23|+|-8|. (слайд № 12)

Проверить и подвести итог (слайд № 13)

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

На листочках подведите итог своей работы. Оцените себя.

Рефлексия:

- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?

- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?

- Кто удовлетворён своими результатами? (слайд14)

3) Изучение нового материала.

Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь: "Сравнение чисел"

- Знакома ли вам тема сегодняшнего урока?

- Какие числа мы умеем сравнивать?

Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.

Устно: сравнить числа :

  • 15 и 28;
  • 13,7 и 8,6;
  •  и ;
  • 12,3 и 12,29;
  • - 8 и 6. (слайд15)

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте цели и задачи урока (слайд 16).

Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 17). Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.

Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило рациональных чисел и записать его в тетрадь.

Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.

4. Физкультминутка. Просит учащихся встать и проследить глазами за фигурами на экране (слайд18)

5. Закрепление изученного материала  (слайд 19).

1. Устно: № 493

2. Письменно на доске и в тетрадях: № 496; № 504

3. Самостоятельно №533(а,в) (на карточках)

а) -0,987 < -0,897; в) 1,8 > -18,2;
-5,17 > -6,18; -27,2 > -30,5;
-3,1< 0; -0,003 > -0,005;
0,0302 > 0,0032; -2,3 < |1,7|

Проверить и подвести итог  (слайд № 20)

  • всё "+" отметка 5,
  • один "-" отметка 4 ,
  • два "-" отметка 3.

4. Выполните тест в карточках (слайд № 21).

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;

б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;

б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а) 0;

б) -10;

в)12;

г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

Проверить и подвести итог:

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

6. Домашнее задание (слайд № 22).

  • Правила выучить
  • №533(б,г); № 497.

7. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе “итоговую” оценку за работу на уроке),

Учитель собирает карточки для проверки и оценки знаний обучающихся.

Рефлексия (слайд № 23).

"Лесенка достижений"

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

  • Сегодня на уроке я научился ... :
  • Мне было интересно... ;
  • Мне было трудно... ;
  • Я понял, что... ;
  • Я почувствовал, что... ;
  • Больше всего мне понравилось... ;
  • Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься);
  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что... .

Оценив свою работу на уроке, учащиеся крепят сову на соответствующей ступеньке "Лесенки достижений".

Приложение.