Путешествие – исследование страны "Лексика". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока: проверка глубины и прочности знаний по теме «Лексика и фразиология»; развитие сотрудничества школьников.

В 6 классе после изучения темы «Лексика и фразеология» я провожу  путешествие-исследование  страны «Лексика» как итоговую работу. Учащимся выдается маршрутный лист с заданиями (работу можно было выполнять индивидуально и группой).

Путешествие-исследование страны «Лексика» учени____ 6 ___ класса школы 

1. Какие вы знаете словари? __________________________________________

2. Прочитайте предложения  и определите, сколько значений у слова «земля»

Предложения Значение слова «земля»
1) Выполнив задание, мы получали право путешествовать по земле лингвистической страны.

2) Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь).

3) Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.

4) Земля вращается вокруг Солнца.

5) Береги землю родную, как мать любимую.

1)
2)
3)
4)
5)

– Как называются такие слова и их способность выступать в разных значениях?

_____________________________________________________________________

3. Какое значение имеет слово «язык»? (прямое или переносное).

1) Языку мы учимся и должны учится непрерывно, до последних дней своей жизни ( К. Паустовкий) (______________________________________ )
2) Язык, доставленный разведчиками, сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага. ( ______________________________________ )
3) Мама посоветовала прикусить язык. ( _______________________________ )
4) Маша больно прикусила язык. ( ____________________________________ )
5) Предупреждаем: на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю, помните: при желании язык до Киева доведет.(________________________________ )

4. Запишите слова ___________________________________________________________ Как они называются?

Прочитайте диалог. Вместо точек вставьте глаголы-синонимы. Избегайте повторов. Какой становится речь в результате использования синонимов?

– Ты взял у сестры куклу?
– Да, – …………………… я тихо.
– Ты украл её?
– Нет, – …………………….. я .
– Как нет? – …………………………………… вдруг отец.
– Э-ге-ге! – …………………………………………. вдруг за окном голос.
– Я вижу, – ……………………………………………. Тыбурций, – моего друга в затруднительном положении.

5. Лингвистический анализ текста (упр. 65, учебник «Русский язык», 6 класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова)

Задание: исследовать лексические средства языка ( дать объяснение указанным группам слов через подбор синонимов).

Общеупотребительные:

– знаменитый ___________________________________________________________
– закоченевший _________________________________________________________

Диалектные:

– замолаживать ________________________________________________________

Переносное значение:

– сани идут ____________________________________________________________
– шинель греет _________________________________________________________
– решение перевернуло жизнь ____________________________________________
– из страниц вырос словарь ______________________________________________

Устаревшие:

– губерния ____________________________________________________________
– ямщик ______________________________________________________________

Просторечные:

– сунул _______________________________________________________________
–  тычет _______________________________________________________________
– щурит ________________________________________________________________
– понукает _______________________________________________________________

Фразеологизмы:

а) эмоционально-экспрессивные:

– новая, с иголочки ____________________________________________________

б) терминологические:

– мичманская форма _______________________________________
– записная книжка _________________________________________
– толковый словарь живого великого русского языка ____________________________
– Новгородская губерния ____________________________________________________

В конце урока учащиеся сдают маршрутные листы для подведения итогов и результатов работы.