Принц Щелкунчик, или Рождественская сказка Гофмана

Разделы: Русский язык, Литература


Номинации:

1. Конкурс капитанов

2. Лексическая работа

3. Защита рисунков

4. Сказка о твердом орехе

5. Мультфильм и текст(отличия и сходства)

6. Конкурс презентаций

7. Конкурс грамотеев

В начале урока звучит музыка П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик", фрагмент "Вальс цветов"

Конкурс капитанов

1. Назови имя и отчество Чайковского

2. Какие еще произведения он написал?( "Иоланта", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Лебединое озеро")

1. Как звали писателя- сказочника?

2. Какие еще произведения он написал?("Золотой горшок", "Песочный человек", "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер", "Повелитель блох", "Дон-Жуан")

Лексическая работа

1. Вассал – при феодальном строе название лица, обязанного сеньору личной верностью и службой.

2. Драбанты - телохранители, категория военнослужащих, в обязанности которых входило сопровождение, охрана или прислуживание.

3. Сочельник - 24 декабря или 6 января ночь перед Рождеством, тщательно убирали дом, зажигали свечи, в воду ставили ветки из хвои, варили сочиво и кутью.

4. Цванцигер – австрийская серебряная монета, около 20 крейцеров серебром.

5. Шлафрок – длинное мужское утреннее платье, халат.

6. Янычары – регулярная наемная армия Османской империи. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию.

7. Брамин - священнослужители, учителя, мудрецы.

8. Редингот - дорожный мужской сюртук, просторный и длинный.

Теория литературы

1. Сказка – произведение устного народного творчества. Прозаический устный рассказ о вымышленных событиях.

2. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства? (Олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты)

3. Что такое эпитет? (Образное определение)

4. Чем литературная сказка отличается от народной?

5. Даются фрагменты сказки:

а) При каждом дуновении зефира, напоенного благоуханием апельсинов, в ветвях и листве подымался шелест, а золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка, которая увлекала сверкающие огоньки, и они плясали и прыгали.

б) Жалобные причитания Дроссельмейера вызвали глубокое сочувствие у звездочета, и он тоже разревелся так горько, что его слышно было на всю Азию.

в) Королева исходила слезами и рыданиями, а кабинет короля пришлось обить ватой, потому что король бился головой об стену и жалобным голосом причитал:

- Ах, я несчастный монарх!

Задание: найти троп и аргументировать ответ. То же самое задание другой команде.

Защита презентаций

Сказка о твердом орехе

1. Как выглядела новорожденная Пирлипат? (С тех пор, как стоит мир, не появлялось еще на свет младенца прекраснее принцессы Пирлипат. Личико у нее было словно соткано из лилейно-белого и нежно-розового шёлка, глазки как живая сияющая лазурь, а особенно украшали ее волосики, вившиеся золотыми колечками. При этом Пирлипатхен родилась с двумя рядами беленьких, как жемчуг, зубок, которыми она два часа спустя после рождения впилась в палец рейхсканцлера, когда он пожелал поближе исследовать черты ее лица).

2. Назовите полное имя крестного Дроссельмейера (Христиан Элиас Дроссельмейер).

3. Какая внешность была у крестного (Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно).

4. Как изменилась Пирлипат, после того, как Мышильда положила свою зловещую принцессе на лицо? (Все испугались, когда взглянули на принцессу и увидели, что сталось с хорошеньким нежным младенцем! На тщедушном, скорчившемся тельце вместо кудрявой головки румяного херувима сидела огромная бесформенная голова; голубые, как лазурь, глазки превратились в зеленые, тупо вытаращенные гляделки, а ротик растянулся до ушей).

5. Сколько лет странствовали чудодей Дроссельмейер и придворный звездочет в поисках ореха и где они побывали за это время? (15 лет; из них два года провели у Финикового короля, их обидел и выгнал Миндальный принц, в Обществе испытателей из города Белок ему не смогли помочь).

6. У кого же нашелся орех Кракатук? (У двоюродного брата Дроссельмейера – игрушечного мастера, токаря по дереву, лакировщика и позолотчика Кристофера Захариуса Дроссельмейера).

7. Почему они решили, что это именно тот орех Кракатук? (Когда с ореха соскоблили позолоту, на скорлупе было слово "Кракатук", вырезанное китайскими письменами)

8. Изменился ли облик принцессы Пирлипат за время поисков ореха? (Да, наши путешественники очень испугались, увидев принцессу: маленькое туловище стощими ручонками и ножками едва держало бесформенную голову. Лицо казалось еще уродливее из-за белой нитяной бороды, которой обросли рот и подбородок).

Защита рисунков

Кукольное царство.

Перед тем, как отвечать на вопросы этой номинации, звучит заранее подготовленное индивидуальное задание “Нюрнберг”

1. Как называлась столица Кукольного царства? (Конфетенбург)

2. У нас, жителей Земли, есть привычные нам географические названия: река Волга, озеро Байкал. Каким названиям удивилась Мари в Кукольном царстве? (Леденцовый луг, Миндально-Изюмные ворота, Рождественский лес, Апельсинный ручей, Лимонадная река, озеро Миндального молока, село Пряничное)

Сравнительная работа

Сопоставление американского фильма “Принц Щелкунчик”” и текста сказки

Конкурс грамотеев

Приглашаются по 1 представителю от команды, на доске пишут слова: Крестный Дроссельмейер, Миндально-Изюмные ворота, придворный звездочет аккуратно счистил позолоту и отыскал на скорлупе слово "Кракатук".

Жюри подводит итоги соревнований, отмечает лучшие ответы, вручает грамоты наиболее активным участникам.