Изменение глаголов по временам

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомление с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.

Задачи:

  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
  • развивать внимание к слову, воспитывать любовь к родному языку и природе;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, развивать интеллектуальные способности: мышление, воображение, внимание, память, наблюдательность,
  • развивать эмоциональную сферу детей, речь,творческие способности, умение делать выводы;
  • воспитывать взаимопонимание, товарищество.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Допишите вместо вопроса нужное слово: Диктую диктант, излагают изложение, упражняются упражнение, сочиняют ? (сочинение)

– Как вы понимаете смысл этого слова? (Древний корень -чин- в этом слове означает «порядок» ; приставка со- имеет значение соединения, объединения: сограждане, соученики. Сочинение соединение и расположение в определённом порядке мыслей на какую-либо тему.)

– Запишите новое слово в словарик.

– Подберите однокоренные слова (Сочинить, присочинить, сочинитель).

– Отгадайте следующее словарное слово: у этого слова есть синонимы: независимость, воля и антоним – рабство. Какое это слово? (Свобода.) Запишите новое слово в словарик.

– Продолжим работать по выбранным вами карточкам. Закончите-ручку на локоток.

3. Повторение изученного.

Скажите, что вы сейчас делали? (Писали, отгадывали ). Это слова какой части речи?

Расскажите, что вы уже знаете о глаголе? (Правило на стр. 93.)

– Покажите и расскажите по своему рисунку, как вы представляете себе Глагол.

– А какие ещё части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное.)

– Как изменяется имя прилагательное? (По числам, родам ).

4. Постановка проблемы.

Интересно, а изменяются ли глаголы?

5. Поиск решения.

а) Коллективная работа.

– Послушайте рассказ Глагола о себе. Запомните вопросы мы их запишем:

Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?». (Это был Женя Апельсинкин.)

– Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше?

– Какие вопросы задавал Глагол?(Что делаю? Что делал? Что буду делать или что сделаю?)

– Попробуйте сами на них ответить. Почувствовали разницу? В чём она? (Во времени совершения действий.) Значит,действия,которые обозначает глагол, происходит в разное время. Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам.)

6. Сообщение темы урока.

Итак, изменение глаголов по временам тема нашего урока.

– Запишите вопросы в три столбика.

7. Поиск решения.

б) Наблюдение по тексту стихотворений.

– Путешествуя по стране Речь,наши друзья: Юля, Катя и Женя Апельсинкины оказались в гостях у Черепашки.Она жила в уютном маленьком домике на одной из аллей зоопарка и оказалась радушной хозяйкой: сразу усадила гостей за стол.Завязалась интересная беседа.И тут Катюша спросила:

– Тётя,черепаха, сколько вам лет? Я слышала,черепахи очень долго живут.

– Ах, девочки, печально ответила черепашка и поправила причёску, когда стареешь, хочешь не хочешь, а приходится думать о времени. Я вот частенько вспоминаю прошлое. Как давно это было.

– Какой вопрос нам подойдёт: что делает, что делал,что сделает? В этот столбик запишем 5-7 глаголов из стихотворения:

Была я малышкой, играла пустышкой,
Гуляла с братишкой, и с няней-мартышкой.
Я пела, плясала, над книжкой зевала,
Цветы собирала, о чуде мечтала.
Но время бежало, и я подрастала.
Я скоро узнала, что взрослою стала
И детство моё навсегда потеряла.

– Ах, это прошедшее время! Чудесное,милое время! вздохнула черепаха.

– Выделим суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Озаглавим 1 столбик и запишем слово-помощник: вчера.

Зато сейчас, в настоящем, одна проза.
Сейчас я живу в небольшом зоопарке
И каждый мой день пребываю в запарке:
Я в школу бужу по утрам малышей,
Кормлю их, купаю от ног до ушей
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю, кручу, кипячу
Хвалю и ругаю, шучу и ворчу.
Так мчится моё настоящее,
Нисколько меня не щадящее.

– Какой вопрос нам подойдёт? Подпишем время и слово-помощник: сегодня.

– Неужели всё так печально? вмешалась Юлька.

– Ведь вы ещё молодая, и у вас в будущем…

– Я вот всё думаю, – оживилась черепашка, что будет, если вдруг…

В понедельник или в среду всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить,
Платья новые носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.

– Какой вопрос подходит? Пишем в 3 столбик: будущее время и слово-помощник: завтра.

– Что мы узнали из рассказа черепашки? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходило в прошлом, происходит сейчас или только будет происходить. Потому что глаголы изменяются по временам: могут стоять в прошедшем, настоящем или будущем времени. Cхема на доске:

ГЛАГОЛ
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
(СЕЙЧАС)
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО СДЕЛАЕТ?
ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

8. Работа с учебно-научным текстом определения.

А сейчас откройте учебник на странице 94, прочитайте текст в рамке про себя.

– О чём этот текст? (О временах глаголов)

– Как изменяются глаголы?

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какие вопросы отвечают?

– Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

(У нас получился рассказ об изменении глаголов по временам.)

9. Физкультминутка.

Дождик песенку поет. Только кто её поймёт?
Не пойму ни я, ни ты, но зато поймут цветы
И весенняя листва, и зелёная трава.

10. Первичное закрепление. 

а) Работа в группах. Упражнение в подборе слов данного времени.

– Как вы думаете, сможете ли вы сами придумывать глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени?

– Подберите к картинке глаголы прошедшего времени. (1 группа)

– Подберите к картинке глаголы настоящего времени. (2 группа)

– Подберите картинке глаголы будущего времени. (3 группа)

б) Восстановление деформированного текста.(Формирование орфографической зоркости.)

Распознавание времени глаголов в тексте.

– Сейчас поучимся определять время глаголов в тексте. Сначала впишем буквы в орфограммах слабых позиций. Работаем цепочкой у доски.

М_двежья б_рлога.
_т сил_н_й бур_ п_в_лил_с_ _тар__ с_сна. _на л_жал_ н_ л_сной п_лянк_. П_ _бе_м _т_р_нам п_лянк_ т_лпил__ б_рё_к_, ёл_ч?к_.
В ел_н_к_ з_хр__тел_ с_хи_ ве_к_. Крупн_й бур_й м_две_ бр_дил возл_ ёл__, и_кал яг_д_ брусник_ и ч_рник_. Т__тыг_н п_д_шёл к кр_сав_ц_ с_сн_, _см_трел её. З_гл_нул по_ крон_, з_ле_ и с_ди_ п__ в_твям_. П_том вдру_ _тр_хнул лап_й _г_л_ч?к_, мох. _блюб_вал к_с_лап_й м__теч?к_ для з_мо_к_. __тро__ п__ с_сной б_рлог_ и з_снё_ в мя_к_й п__тел_.

(Медвежья берлога.
От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке .По обеим сторонам полянки толпились берёзки, ёлочки.
В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице сосне, осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг отряхнул лапой иголочки, мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели.)

Молодцы! Отлично справились !

в) Игра «Глагольный футбол.»

– Теперь поиграем. Не заметил глагол- значит, пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Услышали глагол хлопаем в ладоши.

– Вытирает, зашивал, поливал, подметает, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, натёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

11. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового сегодня узнали?

– Как изменяются глаголы?

– Что обозначает глагол в прошедшем; настоящем и будущем времени?

– Ваши достижения отметьте на лестнице успеха.

12. Домашнее задание.

стр. 104 упражнение 2, выучить правило на стр. 94.