Урок русского языка на тему «Грамматическая основа предложения». 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок систематизации ЗУН
Цель Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; предложения односоставные и двусоставные.
Задачи Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения
Планируемые результаты Предметные: определять способы выражения грамматической основы.
Личностные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам.
Познавательные: выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.
Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: Учебник,рабочая тетрадь, презентация

 

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организационный момент Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.
Формирование  эмоционального настроя на урок.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  
2. Проверка домашнего задания. Проверить усвоение прошлой темы
Развитие орфографической зоркости
Словарный диктант по теме «Весна» Записывают слова под диктовку учащихся.   Принимать позицию другого человека, обосновывать ее. Умение рассуждать на поставленную тему.
3. Актуализация знаний Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях. Составить предложения с двумя из записанных слов. Доказать, что получились предложения.
– Сегодня я приглашаю вас на прогулку в весенний лес (слайд 1 – по щелчку появление вида весеннего леса, по щелчку – появление звука)
В парах воспроизводят теоретический материал по предложению. Проявление познавательной активности Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Умение устанавливать причинно-следственные связи
4. Постановка цели урока Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Разбить данные сочетания на две группы: предложения и не предложения.(слайд 2)
–Без каких членов предложение не может быть построено? Свое мнение обоснуйте.
Запись темы урока – (слайд 3)
–Дополните группы слов, которые не образуют предложения, так, чтобы они стали предложениями. (слайд 4 – виды весеннего леса – по щелчку)
–Проверка получившегося текста. (слайд 5)
Работают в парах, первое задание устно.

В распечатках записывают пропущенные слова, подчеркивают грамматические основы предложения.
(Приложение 1)

Обращение к теор. материалу на с.108

Проявление познавательной активности Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развитие умения определять грамматическую основу предложения.
5. Закрепление материала. Совершенствование культуры речи, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля, взаимопроверка Выписать грамматические основы из стихотворения Тютчева.(слайд 6 – по щелчку исчезновение вида леса)
Вспомнить и записать последнюю строфу и подчеркнуть грамматические основы. (слайд 7 – по щелчку появление стихов)
Работа в группах.
Выполняют задания.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Учиться коммуникации
Аргументация своего мнения.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск нужной информации в учебнике,
Коммуникативные УУД:  владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками.
Регулятивные УУД:  способность к определению мотива учения.
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Совершенствование культуры речи.
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) Смена вида деятельности

 

Создает условия для снятия переутомления у детей.
слайд 8
Руки подняли и покачали;
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули;
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, даже покажем –
Руки сложили назад.
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Выполнение действий по образцу.  
7.  Закрепление изученного. Развитие умения работать самостоятельно. Работа с интерактивным текстом (стихотворением Тютчева) – ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2a93a-0a01-00ee-0002-965dd2de8c43/%5BRUS8_162%5D_%5BIM_207%5D.swf 
слайд 9
Выполняют задания. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности Анализ, сравнение, обобщение;
смысловое чтение
 
8. Подведение итогов. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Слайд 10 – рассказать по схеме о грамматической основе предложения Оценивают свои знания и умения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Смысловое чтение
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации
Грамотное построение устного высказывания
8. Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

9. Домашнее задание

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

 

 

 

 

Самостоятельное закрепление материала

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников
Просмотр видеоролика «Весна на картинах художников» в сопровождении музыки Чайковского «Времена года.  Март. Песня жаворонка» (Приложение 2)

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Параграф 62, миниатюра «Весна в лесу» слайд 11

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.
Оценивать свою деятельность на уроке.
Выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.
Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.
 

Тает зимний (снег). Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие (ветки) берез. На лесных полянах первые (появились проталины). Кое-где на пригреве начинают (зацветать), ковром (разрастаются) подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Придет радостный день – зеленою дымкой покроется опушка березового леса. (По И.С. Соколову-Микитову)
(http://www.deti.spb.ru/books/proza/sokol_les/И.С.Соколов-Микитов.Русский лес)

Использованная литература:

1. Русский язык. 5 класс.1 полугодие: технологические карты уроков по УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др. / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина –  М.: Просвещение, 2011.
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=30&text
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=54&uinfo=ww-1335-wh-674-fw-1110-fh-468-pd-1&p=54&text
http://mp3-blog.net/get/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0