Игры со словами

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


К трем годам ребенок с нормальным речевым развитием способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъемщик и др.) [2 с. 10]

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова. [1 с.153-154]

Нарушения слоговой структуры слова часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция – коммуникативная. Это приводит к торможению развития словаря, грамматического строя. [1]

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет ему мешать не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. [5 с. 3]

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов. Звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно.

Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы:

  • называние предметов или предметных картинок;
  • просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет;
  • договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение;
  • называние действий в повелительной форме.

Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов. [4 с. 144-145]

Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).

Последовательность усложняющихся слов:

1. Имена близких людей, состоящие из двух слогов:

а) одинаковых слогов: мама, папа, баба, Тата, Ляля, дядя, няня;

б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Нина, Валя, Ната, Толя, Оля, Коля, Таня, Митя, Витя, Капа, Лена, Поля, Галя, Тома, Катя, вата, ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, боты, мыло, рыба, каша, шуб, бусы, осы, яма, сани.

б) с ударением на втором слоге: пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо. [3 с. 250.]

2. Трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов:

а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;

б) с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево, тазики;

в) с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги. [4 с. 144-145]

3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук мак, суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, таз, рот, лес.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток, петух, лимон, шалаш, пенал, щенок, забор ...).

5. Двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов – со стечением согласных в середине слова (ложка, мишка, кошка, кукла, шишка, лодка, туфли, чашка, бочка ...).

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, арбуз, обруч, альбом...).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (барабан, колобок, самалет, помидор, телефон, колодец...).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, конфеты, шахматы, рубашка, колбаса, бутылка...).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (карандаш, цыпленок, кузнечик, виноград, автобус, сапожник...).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушка, пустышка, морковка, расческа...).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, хлеб, гриб, слон, тигр, лист, стол, стул...).

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, гнезда, свекла, спички, блюдце, трактор...).

13. Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза, пуговица, черепаха, Буратино, ящерица, рукавица...). [1 с. 165-166]

14. Четырехсложные слова со стечением согласных (аквариум, квартира, мотоцикл) и т.д.

Чтобы помощь была эффективной нужно работу начинать как можно раньше. Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием различного лексического материала: когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать, простучать, похлопать, изобразить, выложить символами способствует более прочному закреплению материала.

Давайте, поиграем со словами!

(Начинать лучше с имен детей, которые играют в игру со словами)

- Давайте поиграем со словами!

- Встаньте к стенке и идите большими шагами к окну. А шагать нужно так:

- Говорите слово НОС – и делайте один большой шаг. До окна еще далеко? Далеко – потому что дорожка короткая – один шаг. Кончилась дорожка к окну.

- Снова встаньте к стенке, и говорите слово НОГИ. Делайте два больших шага. НО – первый шаг, ГИ – второй шаг. Дорожка длиннее, но до окна не дошли.

- Снова встаньте к стенке, и говорите слово МОЛОКО. Делайте три больших шага. МО – первый шаг, ЛО – второй шаг, КО – третий шаг. Пришли к окну?

- А следующая дорожка будет еще длиннее. Опять встаньте к стенке, говорите слово ПУГОВИЦА. ПУ – первый шаг, ГО – второй шаг, ВИ – третий шаг, ЦА – четвертый шаг. Длинная дорожка. Ну вот, вы у окна!

Короткие и длинные слова

Короткие слованос, рот, лук, жук, кот, дом, сом. Их будем показывать короткой дорожкой:

Длинные словамама, папа, каша, молоко, улица, машина, телевизор, карандаши. Их будем показывать длинной дорожкой:

- Какое слово короткое, а какое длинное? Подставим к картинкам нужные дорожки – длинную и короткую.

Делим слова на слоги

- А еще слова можно делить на части. Позовите бабушку, если она в другой комнате. Громко БА – БУШ – КА. А теперь дедушку: ДЕ – ДУШ – КА. Это вы говорите слова по частям, по слогам. БА – первый слог, БУШ – второй слог, КА – третий слог. А слова можно выложить полосками, на каждую часть – слог своя полоска:

- Полоски можно посчитать – сколько полосок, столько и слогов.

- Слова можно прохлопать ладошками по слогам, на каждый слог - один хлопок. Слова можно простучать кулачком по столу, выложить цветочками.

- В словах, где есть два, три, четыре слога – один слог главный, называется ударный. Ударный слог выделяется голосом, он произносится громче, чем другие слоги. Например слово МУ ЗЫ КА. Главный, ударный слог МУ. Его произносим громко, а другие слоги в этом слове ЗЫ КА тише. Получается так: МУ ЗЫ КА. А если мы выделим другой слог, ЗЫ, попробуйте что получается: МУ ЗЫ КА. Это неправильно. Попробуем выделить последний слог КА: МУ ЗЫ КА. И это слово неправильное. Правильное слово МУ ЗЫ КА.

Литература.

1. Архипова Е. Ф. Высшая школа / Стертая дизартрия у детей / Учебное пособие для студентов вузов / АСТ / “Астрель” / Москва / ВКТ Владимир, 2008. – 319 с.

2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. / Серия Логопедические технологии Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Учебно-методическое пособие / Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800 – логопедия / Книголюб / Москва 2005. – 95 с.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. / Коррекционно – развивающее обучение и воспитание / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / 4-е издание / Москва “Просвещение” 2011 - 269 с.

4. Жукова. Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. / Логопедия / Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Учимся, играя / Екатеринбург / АРД ЛТД / 1998. – 317 с.

5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. / Формирование слоговой структуры слова / Логопедические задания / Логопед в ДОУ / Творческий центр СФЕРА / Москва 2007 – 94 с.

4.04.2015