Наследование групп крови и резус-фактора

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (340,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Курс, специальность: 1 курс, специальность 34.02.01 Сестринское дело, группа 191.

Тема раздела: Множественные аллели. Наследование групп крови.

Тема занятия: Наследование групп крови и резус-фактора.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: кабинет медицинской генетики.

Продолжительность: 90 мин.

Число участников: 20 человек.

Цели занятия:

  • Ознакомить с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.
  • Актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта.
  • Способствовать осмыслению полученных знаний и умения применять их на практике.

Задачи занятия:

Дидактические задачи:

  • Изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора
  • Научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач
  • Разъяснить наследование групп крови и резус-фактора.

Развивающие задачи:

  • Научить студентов решать задачи на определение наследования групп крови и резус-фактора.
  • Научить прогнозировать вероятность рождения детей с гемолитической болезнью.
  • Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы.
  • Стимулировать интерес к поисковой ,  познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать самостоятельность суждений студентов.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию практических навыков будущего медработника.
  • Воспитывать интерес к своей профессии;
  • Воспитывать чувство ответственности за здоровье пациента.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, точность.

Используемые методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Используемые принципы: принцип доступности, принцип научности, принцип наглядности.

Форма организации занятия: самостоятельная работа, индивидуальная работа, беседа, фронтальный опрос, решение ситуационных задач.

Планируемые результаты обучения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– характеризовать современные научные открытия в области биологии;
– устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
– самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
– анализировать и использовать биологическую информацию;
– пользоваться биологической терминологией и символикой;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные биологические теории идеи и принципы, являющиеся составной частью современной естественнонаучной картины мира;
– о методах  биологических наук: цитологии, генетике, селекции, биотехнологии,  экологии;
– о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
– о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.

Код ОК, ПК

Название ОК, ПК

ПК1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание(просвещения населения)
ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность ,выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ,профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством ,потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных),за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития ,заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные ,культурные и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе ,обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда ,производственной санитарии ,инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента

Ожидаемые результаты: все студенты освоят изложенный материал и научатся применять полученные знания в профессиональной деятельности   жизненных ситуациях.

Приобретаемые навыки обучающихся:

Навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
– Навыки работы с ПК, электронной презентацией.
– Навыки работы использования интернет-ресурса.
– Навыки самообразования.
– Навыки устной и письменной речи.
– Навыки самоконтроля.
– Навыки самоанализа учебной деятельности.

Оценка, приобретаемых знаний:

Общая успеваемость 100 %
– Качественная успеваемость > 65%

Оснащение: компьютер, ноутбуки, экран с мультимедийным проектором, презентации по теме занятия, доступный интернет, карточки с таблицами групп крови и генетическими обозначениями.

Цели использования ИКТ на занятии:

средство активации деятельности обучающихся ( презентация позволяет преподавателю вести беседу со студентами, задавая вопросы по теме, помогает обучающимся актуализировать знания, полученные ранее, в том числе и по другим дисциплинам; высказывать и анализировать получаемую информацию, сравнивать обобщать);
– компьютерные демонстрации для решения ситуационных задач;
– способ повышения интереса студентов;
– источник дополнительной информации по дисциплине;
– умение пользоваться интернет-ресурсами.

Основные понятия: антигены, антитела, агглютинация, донор, реципиент, резус фактор, резус-конфликт, рецессивный ген крови, доминирующие гены крови.

Межпредметные связи: медицина, иммунология, цитология, патология, психология.

Внутрипредметные связи: цитогенетика, генетика онтогенеза, молекулярная и биохимическая генетика.

Основная литература:

1. Н.В.Чебышева. Биология. Москва. «Академия», 2011
2. Э.Д.Рубан. Генетика человека с основами генетической генетики. Ростов на дону: Феникс. 2013
3. Н.П.Бочкова. Медицинская генетика. Москва.  «Академия»,2009.
4. А.Ю.Савченко. Основы медициеской и клинической генетики. Ростов на Дону: Феникс. 2008.

Дополнительная литература:

1. В.И.Иванова. Генетика; Москва: ИКЦ «Академкнига».2008.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru
http://psy.1september.ru
http://www.superinf.ru

Технологическая карта занятия:

Структурные элементы занятия

Содержание элемента занятия

Методы обучения и приемы

Средства обучения

Деятельность студентов

Ориент. дозировка времени /мин/

Дидактические задачи этапа

I. Организационный этап Приветствие, проверка присутствующих и готовности студентов к занятию Репродуктивно-словесный Вербальные Приветствие, настрой на учебную деятельность, внимание

1

Подготовка к работе, мобилизующее начало
II. Мотивация занятия Сообщение темы, постановка цели занятия, мотивация значимости изучаемой темы Репродуктивный прием, проблемно-повествовательное изложение Наглядный вербальные Под руководством преподавателя определяют тему занятия, осмысливают цель занятия

3

Создание мотива познавательной деятельности студентов, активизация внимания, формирование интереса к изучаемой теме
III. Изучение нового материала Изложение нового материала Репродуктивно-словесный Вербальные

Наглядные
технические средства.

Записывают основные термины в тетради,зарисовывают таблицу

35

Формирование познавательных процессов,профессионального интереса
Разъяснение преподавателем хода решения задачи (анализ и вывод) Репродуктивно-словесный, проблемно-повествовательное изложение Вербальный
Вербальные технические средства
Осваивают условию задачи и ее решения.Записывают ход решения в тетрадь.

3

Активация внимания,развитие мышления, формирование познавательных процессов,формирование умения анализирован и делать выводы
Совместное решение задач студента с преподавателем у доски (анализ и вывод) Проблемно-повествовательные задачи, генетические ситуационные задачи Вербальный наглядный Индивидуальная работа у доски

14

Формирование познавательных процессов,развитие мышления, формирование умения анализирован и делать выводы по решенным задачам
IV. Закрепление нового материала Выполнение заданий, работа с интернетом Поисковый, репродуктивный Технические средства. Интернет Самостоятельно через интернет находят информацию. Записывают необходимую информацию

10

Формирование познавательных навыков,развитие поисковых навыков. Формирование интереса к изученной теме
Анализ и обобщение прослушенного доклада студентов Словесный   Краткое чтение подготовленной информации

 

Активация познавательной деятельности, развитие памяти
Решение генетических задач Частично-поисковый   Самостоятельная работа студентов по решению генетических задач

15

Формирование познавательных навыков, развитие мышления, определение уровня усвоения знаний у студентов
Фронтальная беседа (опрос) Репродуктивно-словесный Карточки с генетическими обозначениями, наглядна технические средства Отвечают на вопросы , вспоминают сегодняшний материал занятия

5

Использование опорных знаний
V. Обобщение и выводы по новой теме и подведение итогов Краткое изложение нового материала преподавателем.Анализ работы студентов, выставление и мотивирование оценок. Репродуктивно-словесный.Репродуктивный и продуктивный. вербальный Осмысливание информации.Оценка результатов своей деятельности, самоанализ

4

Осознание и самооценка результатов деятельности студентов и преподавателей.
VI. Сообщение домашнего задания   Проблемно-поисковый Вербальный Записывают и осмысливают домашнее задание

1

Мотивация к организации внеаудиторной работы студентов к самостоятельному усвоению и закреплению материала

Учебно-методическая структура занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методические обоснования
1. Организационный этап– 1 мин.
  • Преподаватели приветствует студентов
  • Обращает внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию
  • Отмечает отсутствующих
  • Приветствуют преподавателя
  • Дежурный докладывает об отсутствующих студентов
  • Воспитывает организованность, сознательность, дисциплинированность
  • Осуществляет психологический настрой к учебной деятельности, деловой подход
  • Активизирует внимание, организует студентов работе
2. Мотивация занятия – 3 мин.
  • Создает проблемную ситуацию
  • Знакомит с темой занятия, его целями
  • Обосновывает актуальность темы
  • Отвечают на поставленный вопрос
  • Внимательно слушают преподавателя
  • Продумывают ход этапов учебной деятельности занятия
  • Записывать тему в тетрадь
  • Создает в группе ситуацию поддержки и развития мышления
  • Создает целостное представление о занятии
  • Концентрирует внимание студентов на предстоящей работе
  • Формирует интерес и развивает осмысленную мотивацию познавательной деятельности
3. Изучение нового материала
  • Излагает новый материал
  • Разъясняет ход решения задачи, анализирует, делает выводы
  • Помогает решать задачу у доски
  • Слушают, осмысливают прослушанный материал, записывают основные моменты в тетрадь
  • Осваивают условию задачи
  • Решают задачу под руководством преподавателя
  • Концентрируют внимание, развивают мыслительную деятельность и память
  • Развивают зрительную память
  • Способствуют развитию мышления, вырабатывает умение анализировать полученный результат
  • Анализирует и проверяет работу студентов
  • Слушают комментарии преподавателя
  • Развивает мышление, формирует умение сопоставлять, делать выводы
4. Закрепление нового материала
  • Предлагает студентам найти дополнительную информацию по новой теме
  • Предлагает прослушать из интернета полученные информации
  • Анализирует и обобщает прослушанную информацию студентов
  • Нацеливает студентов на выполнение самостоятельной работы(решение генетических задач)
  • Проводит фронтальную беседу (опрос) по новому материалу
  • Выполняют рекомендованные упражнения
  • Совместно прослушивают и осмысливают интересные факты
  • Осмысливают анализ преподавателя, делают для себя выводы
  • Выполняют рекомендованные генетические задачи
  • Отвечают на вопросы ,вспоминают сегодняшний материал занятия
  • Вырабатывается навык частично-поисковой деятельности, самостоятельного поиска новых знаний
  • Развивает и активизирует познавательную деятельность
  • Развивает умение аналитической деятельности
  • Развивает мышление, определяет уровень усвоения знаний
  • Развивает память, определяет уровень усвоения знаний
5. Обобщение и выводы по новой теме
  • Кратко излагает пройденный материал
  • Выставляет оценки с устными комментариями
  • Слушают, анализируют слова преподавателя
  • Делают для себя выводы
  • Развивает умение аналитической деятельности
  • Формирует критичность мышления, самооценку, самоконтроль
6. Домашнее задание
Предлагает записать домашнее задание Записывают домашнее задание в тетради Вырабатывается навык частично- поисковой деятельности, самостоятельного поиска новых знаний

ХОД УРОКА

Приложения