Русская фразеология

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (385 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, помочь лучше познать их строение, образование и употребление в речи.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока (слайд 1)

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, в чём особенность фразеологизмов, познать их строение, образование и употребление в речи.

III. Изучение нового материала

Лекция учителя по плану:

Фразеология как раздел науки о языке (слайд 2)

Фразеология
phrases –                       logos –
«выражение»                             «учение»

Фразеология – изучает устойчивые словосочетания

Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

Отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний (слайд 3)

Слова в составе фразеологизма: Слова в свободных словосочетаниях:
1) Употребляются не в прямом, а в переносном значении; 1) Называют явления и предметы окружающего мира, их признаки, действия, состояния;
2) Утратили формы изменения, сочетаемость с другими словами; 2) Сохраняют формы изменения, достаточно свободно сочетаются с другими словами;
3) Не могут самостоятельно выступать в роли членов предложения; весь фразеологизм – один член предложения. 3) Самостоятельно выступают в роли членов предложения.

Фразеологизмы с точки зрения их происхождения (слайд 4)

  1. Исконно русские (красна девица)
  2. Заимствованные:
  3. Старославянского происхождения (по образу и подобию)
  4. Из античной мифологии (ахиллесова пята)
  5. Образованные путём пословного перевода (поставить точки над «i»)

Употребление фразеологизмов в речи (слайд 5)

Являясь частью словарного состава языка, фразеологические выражения могут иметь синонимы (бить баклуши – валять дурака – плевать в потолок) и антонимы (жить) душа в душу – как кошка с собакой)

IV. Закрепление изученного материала

Работа в группах

Назовите фразеологизм по картинкам (слайды 6-10, Приложение 1)

Задание: Составить фразеологизмы (слайд 11)

Бежать сломя голову
Работать спустя рукава
Знать как свои пять пальцев
Рождённый ползать, летать не может
Рвать на себе волосы
Выводить на чистую воду
Выеденного яйца не стоит
Вынести сор из избы
Стричь под одну гребёнку
Брать грех на душу

Задание: Найти фразеологизмы, определить их синтаксическую роль (слайды 12-14)

1. Один Бог (подлежащее) разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан (определение)
2. «Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и никогда на голову не свалится» (обстоятельство)
3. Потерял боец кисет, заискался, – нет и нет… Посмотрел с тоской вокруг: – Без кисета как без рук (обстоятельство)
4. «Вот уж третий год, – заключил он, – как живу я без Дуни и как об ней ни слуху ни духу» (дополнение)
5. Марья Кириловна сидела как на иголках (обстоятельство)
6. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (сказуемое)
7. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал (обстоятельство)
8. Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже (обстоятельство)

Задание: К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты (слайд 15)

1. Рукой подать.
2. С первого взгляда.
3. С горем пополам.
4. С первых слов.
5. Засучив рукава.
6. Затаив дыхание.
7. На каждом шагу.
8. Остаться с носом.
9. Опустить руки.
10. Так себе.
11. Черным по белому.
12. Не на шутку.
13. Козел отпущения.
14. Два сапога пара.

V. Итог урока: На уроке мы постарались вспомнить и углубить свои знания о фразеологизмах. Нужно помнить, что фразеологизмы имеют переносное значение, являются устойчивыми словосочетаниями, украшают нашу речь, делая её выразительной, эмоциональной.

VI. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…” (слайд 17)

– Все сегодня работали засучив рукава!

30.03.2015