Урок химии по теме «Металлы». 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели урока:

  • Образовательная: учащиеся должны повторить известные сведения о строении атомов металлов, коррекция знаний учащихся характеризовать общие химические свойства, записывать уравнения химических реакций.
  • Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать
  • информацию, выделять главное, существенное, продолжить развитие навыков самостоятельного умственного труда, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.
  • Воспитательная: продолжить работу по воспитанию аккуратности, коммуникативности, взаимопомощи.

Средства обучения:

1) ПСХЭ Д.И.Менделеева,
2) раздаточный материал: таблица «Физические свойства  металлов (Приложение 1);
3) демонстрационные таблицы: кристаллическая решетка металлов;
4) коллекция «Металлы и сплавы»;
5) модели кристаллических решеток металлов;
6) мультимедийный проектор.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, парная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

(Настроить учащихся на активную, плодотворную работу.)

2. Постановка цели (2 мин.)

Учитель: Мы приступаем к изучению большой темы «Вещества и их свойства». Изучение веществ начинаем с самой многочисленной и разнообразной группы – металлов. Цель урока: обобщить систематизировать знания о Ме, которые вы получили при изучении химии в 8,9,10 классах и повседневной жизни. Записываем тему урока «Металлы». (Беседа с учащимися  о значении металлов).

Учитель сообщаетплан урока (учащиеся записывают в тетрадях):

1. Хим. элементы металлы (Ме):
а) положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
б) особенности электронного строения атомов.
2. Простые вещества Ме:
а) структура простых веществ, физические  свойства;
б) общие химические свойства.

2. Актуализация опорных знаний (10 мин.)

Предварительный контроль: (учитель проводит фронтальный опрос)

Вопрос: Охарактеризуйте положение Ме в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Вопрос: Каковы особенности строения атомов химических элементов металлов?
Вопрос: К каким семействам относят элементы Ме?

Учитель: Рассмотрим строение атомов s,p,d-элементов Ме.

Учитель  организует самостоятельную работу по группам.  Карточка с заданием  у каждого ученика на столе.

Задание: Запишите схемы строения атомов: натрия (1 группа),  алюминия (2 группа),  железа(3группа). 

По одному человеку  от каждой группы работают у доски, а остальные  ученики – в рабочих тетрадях. Учащиеся записывают схемы строения атомов, электронные и электронно-графические формулы.
(Индивидуальный опрос:  учитель проверяет работу учащихся у доски).

Самопроверка знаний: ученики оценили свою работу, обратили  внимание на особенности строения  d-элементов.

Учитель: Какие значения степеней окисления могут проявлять эти элементы?

Задание: Сравните число значений степеней окисления  у элементов побочных подгрупп с элементами главных подгрупп. (Ученики отвечают на вопросы,  указывая на большее значение степеней окисления  у элементов побочных подгрупп,  связывая это с  большими  валентными возможностями атомов).

3. Введение новых знаний (10 мин.)

Учитель: Какими свойствами обладают атомы Ме?

Задание: Дайте определение химическим элементам  Ме исходя из особенностей строения их атомов. (Ученики отвечают на вопрос,  дают определение химическим элементам  Ме).

Учитель: Переходим к рассмотрению простых веществ Ме.  На основании особого строения атомов у Ме – простых веществ существует особый вид связи.
Какой тип связи характерен для простых веществ Ме? (ученики отвечают на вопрос).
Металлическая  связь – это связь в металлах и сплавах между катионами металлов, нейтральными атомами за счёт свободных электронов. ( Ученики записывают в тетради определение металлической связи).

Учитель: (демонстрирует таблицу «Кристаллическая решетка металлов»).

Учитель: Раз у всех металлов одинаковый вид связи, то и тип кристаллической решётки, тоже одинаковый.  Какой? Что находится в узлах кристаллической решётки металлов?
Чем они связаны? (Ученики отвечают на вопросы). Изображение кристаллической решетки условно, так как атом, теряя электрон, превращается в ион, а ион, присоединяя электрон, превращается в атом. То есть система динамическая. Поскольку у металлов тип кристаллической решетки один, то и физические свойства металлов общие.

Учитель: (Демонстрирует образцы металлов).

Пользуясь таблицей «Физические свойства  металлов», перечислите общие физические свойства металлов. (Ученики называют общие физические свойства Ме).

Учитель: Общие физические свойства металлов объясняются наличием свободных электронов. Однако у металлов, наряду с общими, есть и специфические физические свойства.

Задание: Используя таблицу «Физические свойства  металлов»,  назовите металлы, которые обладают специфическими физическими свойствами. ( Ученики сравнивают физические свойства металлов, отмечают металлы с особыми свойства).

Учитель: Специфические физические свойства обусловлены, различными типами металлических кристаллических решеток. (Демонстрирует различные типы металлических кристаллических решёток).

5. Первичное обобщение и ведение новых знаний в систему знаний учащихся. (15 мин.)

Учитель:  Особое строение атомов, особый вид химических свойств, приводит к особым химическим свойствам металлов. В химических реакциях атомы металлов отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы:

        Ме0 – ne ––> Me+n     (процесс окисления)
восстановитель

(Ученики записывают схему в тетради и  делают вывод о восстановительных свойствах простых веществ металлов.)

Учитель: Познакомимся с химическими свойствами Ме. Рассмотрим взаимодействие  Ме с простыми веществами. Демонстрирует опыты с помощью мультимедийного проектора: «Горение железа кислороде»; «Взаимодействие железа с серой»;
«Взаимодействие сурьмы,  меди и железа с хлором».

Задание: рассмотрите реакцию « Горение железа в хлоре»  как окислительно-восстановительную. Текущий контроль: ученики записывают уравнение химической  реакции,  указывают окислитель и восстановитель. Один ученик выполняет это задание на доске.
Обращаем внимание на значение степени окисления железа в этой реакции. Учащиеся прогнозируют состав продуктов реакций, степени окисления Ме в соединениях с серой.

Учитель: Рассмотрим взаимодействие  Ме со сложными веществами. По степени активности металлы располагают в ряд напряжений, в котором металлы расположены в порядке убывания их восстановительных свойств и усиления окислительных свойств их ионов. Он характеризует активность металлов в ОВР, протекающих в водных растворах.

Демонстрирует опыты с помощью мультимедийного проектора:
«Взаимодействие натрия и кальция с водой», «Взаимодействие железа с серной кислотой», «Взаимодействие меди с раствором  нитрата ртути (II)», «Взаимодействие натрия с этанолом».
Текущий контроль: ученики записывают уравнение  одной из химических реакций, а остальные уравнения  будут делать  при выполнении домашнего задания. Один ученик выполняет это задание на доске,  рассматривает реакцию  как окислительно-восстановительную, указывает окислитель и восстановитель. Ученики прогнозируют состав продуктов реакций, степени окисления Ме  в образовавшихся соединениях.

6. Закрепление и применение полученных знаний (2 мин.)

Учитель: Какие свойства проявляют в химических реакциях простые вещества металлы? (Ученики делают вывод о восстановительных свойствах простых веществ металлов).

7. Подведение итогов урока (2 мин.)

Учитель: Сегодня мы рассмотрели химические элементы и простые вещества металлы. Выяснили общие и специфические физические свойства простых веществ металлов. Рассмотрели общие  химические свойства простых веществ металлов. Ещё раз убедились в том, что свойства веществ зависят от строения.  Что нового вы узнали о простых веществах Ме?
Учащиеся перечисляют, что нового узнали о металлах и  оценивают свою работу на уроке. Учитель комментирует оценки и выставляет их в журнал.

8. Информация о домашнем задании (3 мин.)

§ №18.Написать уравнение наблюдаемых реакций и рассмотреть их, как ОВР: 

  • на оценку «5»: составить уравнение электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления для всех реакций;
  • на оценку «4»: составить уравнение электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления для четырех реакций;
  • на оценку «3»: составить уравнение электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления для двух реакций.

Задание индивидуальное: подготовьте сообщение о применение металлов, основанное на их особых свойствах.