Формирование навыков разговорной речи младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Проблема повышения уровня речевой культуры и общей грамотности на уроках русского языка остается для школы актуальной, несмотря на введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования, разработку новых программ, новых форм и методов работы. И это естественно: культура речи как устной, так и письменной – это часть общей культуры человека и поэтому забота о повышении ее уровня у всех учащихся должна быть заботой всей школы в наше непростое информационно-заполненное время. Самое сильное влияние оказывают на речь детей СМИ, телевидение, да и сама школа, которые не всегда дают подлинные речевые  образцы. Далек от идеала и язык властей – государственные деятели говорят маловыразительно, сухо, используя в своей речи лишь официальные предложения и речевые высказывания.

Эту проблему начали рассматривать еще в 20е годы XX века. И до сегодняшнего дня ученые, языковеды, методисты занимаются  проблемой формирования культуры речи школьников на уроках русского языка.

Культуру речи можно рассматривать в разных аспектах:

  • с точки зрения нормативности, правильности речи (соблюдение орфоэпических норм, прочность словоупотребления, соответствие правилам грамматики, орфографии и пунктуации, стилистическая выразительность используемых в речи языковых средств и т.д.);
  • с позиции общей культуры человека (знание того, что язык – это «исторический аккумулятор» этнокультуры, в нем отражается вся история культуры данного народа, что язык закрепляет историческую память слова);
  • в историческом аспекте – с очки зрения становления и развития литературного языка, изменения и совершенствования его нормативной системы (выделение в нем старого и нового, современного и традиционного, общепринятого и индивидуально-авторского и т.д.);
  • с точки зрения социологической (речевая культура представителей разных социальных слоев);
  • В экологическом аспекте – забота об очищении от всего того, что засоряет, огрубляет, опошляет речь, стилически снижает ее, мешает нашему общению, обедняет нашу общую духовность и т.д.;
  • в коммуникативном аспекте – коммуникативная культура рассматривается через совокупность трех культурообразующих компонентов (культура чувств, культура мышления и культура речи);

Таким образом, культура речи – это показатель общей культуры человека (его «культурности»), то есть в речи отражается уровень образованности и воспитанности человека. И понятие «культура речи» носит разносторонний характер, это сложное явление и вместе с тем определенное. Можно сказать, что главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, что она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Говоря о культуре речи, мы говорим о языке, о качествах речи, ее видах (монолог, диалог, внешняя и внутренняя речь, устная и письменная). Одним из элементов культуры речи является речевой этикет (разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения).

Школа формирует культуру речи, а в ней все компоненты действуют в совокупности и в реальной жизни, составляя феномен языка.

Если же обратиться к условиям школьных уроков, то без интеграции  содержания речи, построения языковых средств выражения, выразительности, памяти, функции интонаций вряд ли возможно достичь языковой, речевой культуры у учащихся.

Интеграционные тенденции в школьной практике ведут к сближению уроков русского языка с рисованием, лепкой, музыкой, театром, литературным творчеством детей.

Работу по формированию культуры речи младших школьников на уроках русского языка можно начать с работы над изобразительными средствами языка. Она предполагает работу с синонимами, антонимами, многозначными словами и пр.

К видам работы с синонимами относятся:

  • Обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению, объяснение значений и оттенков этих слов;
  • Подбор близких по значению слов к заданному слову, объяснение различий в значения этих слов;
  • Упражнения на употребление синонимов в речи.

Работу с синонимами следует начинать с 1 класса, тем более, что современные учебники содержат богатый материал для различных видов работ.

Виды работ с антонимами:

  • Группировка антонимов по парам;
  • Подбор антонимов к заданным словам;
  • Замена антонимов в предложении;
  • Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением;
  • Подбор синонимических групп антонимов.
  • Виды работ с многозначными словами:
  • Анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения, составление с каждым значением словосочетания и предложения.

Примеры упражнений, направленных на формирование культуры речи учащихся:

  • Что означают слова: мир, полотно, ракета? Какие значения этих слов вы знаете? Составьте предложения с каждым значением.
  • Сравните словосочетания: идут часы – идут дети – идет строительство и т.д.

Кроме этого, в работе используются дидактические игры и задания, целью которых также является формирование культуры речи у младших школьников.
Исходя из поставленных задач, учитель определяет наиболее целесообразные приемы работы, подбирает дополнительный материал для наблюдений и т.д.

Уроки русского языка располагают обширным материалом для заданий, направленных развитие культуры речи учащихся. Ребусы, загадки, забавные стихи, кроссворды, «хитрые» задания помогут детям повысить уровень их культуры речи. Каждый учебник начального звена оснащен словариками, в них представлена верная постановка ударения, толкование слов и пр.

Чтобы работа по формированию культуры речи младших школьников на уроках русского языка  давала положительные результаты, учителю необходимо помнить и соблюдать требования, предъявляемые к организации работы по данному учебному предмету, основными из которых являются:

– создание на уроках русского языка проблемной ситуации,
– отбор выразительного материала, как на бумажном носителе, так и видеоподборки  для наблюдения и выводов,
– связь уроков с жизнью,
– последовательность и систематичность подачи материала с постепенным увеличением степени самостоятельности,
– своевременная проверка любого вида самостоятельных заданий с последующим проведением работы над ними.

Все речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интерес к нему, здоровая речевая среда, которую создает школа.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В формировании культуры речи необходима долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по формированию культуры речи обязательно даст плоды.

В помощь учителям разработан огромный материал на различных образовательных сайтах. Это и конспекты уроков, и презентации, программы факультативных занятий, памятки для учащихся и родителей. В продаже имеется богатый выбор словариков для учащихся начальной школы, энциклопедии по языкознанию, которые также рекомендованы для использования на уроках русского языка.

Мною была разработана анкета для учителей, программа курса «Формирование культуры речи младших школьников» (Приложение 1)

«Хромое слово – кривая речь», – гласит русская пословица. Работа, направленная на повышение культуры речи учащихся очень важна, так как систематическая, целенаправленная ее работа помогает повысить культуру речи младших школьников и сделать ее не «кривой», а «красивой».