Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»

Разделы: Литература


  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения «Бесы»;
  • научить производить сопоставительный анализ двух произведений;
  • развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
  • привить любовь к литературе и поэтическому слову.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Основная часть

А) Вступительное слово учителя

В конце августа 1830 г. В связи с женитьбой на Н.Н. Гончаровой Пушкин отправляется в Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии, чтобы войти во владение подаренной ему отцом деревней. О настроениях, с которыми он уезжал, говорит его письмо к П.А. Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска…Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает… Еду в деревню, бог весть ,буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь…»
Раздумья поэта о своей жизни, судьбе родины – всё это преображенное искусством и превращенное великой силой художника в чистейшее золото поэзии, становилось подлинным художественным зеркалом того времени.
В ночной осенней тишине старого, давно нежилого дома, прерываемый лишь ночными звуками – от однообразного хода часов, неторопливо и безостановочно сбрасывающих в вечность минуты, дни, годы уходящей жизни, до мелкой беготни по рассохшемуся полу, – вслушиваясь в ночные шорохи, вглядываясь в окружающий мрак, поэт снова и снова думал о смысле уходившей жизни, ассоциировавшейся в этой обстановке с бесцельной мышиной беготней. Так рождались строки стихотворений.
Как огромное обобщение переживаний Пушкина этого времени, переведенных на специфически образный  язык искусства, возникало стихотворение «Бесы» (1830) – своеобразный итог пушкинских раздумий о жуткой жизни николаевской России.

Б) Выразительное чтение стихотворения (на фоне музыки)

В) Анализ стихотворения

– Прокомментируйте название стихотворения, объясните значение слова «бесы»? (Бес – в религии и народных поверьях: злой дух. Народная фантазия часто видела в метели что-то бесовское, колдовское, завораживающее.)

– Зачитайте отрывки,  упоминается слово «бесы».

В поле бес нас водит, видно.
И кружит по сторонам.
В мутной месяце игре
Закружились бесы разны…
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине…

– Каково состояние у вас, после прочтения стихотворения? (Тревога, страх).

– Зачитайте слова, которые передают состояния тревоги, страха.

Мутно небо, ночь мутна.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Сбились мы. Что делать нам!  И т.д.

– Какие литературные приемы использует автор? (Олицетворения: вьюга злится. Вьюга плачет…
Сравнение:

Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре… и т.д.)

– Назовите языковые особенности стихотворения. (Обилие глаголов передает стремительность действий. Краткие прилагательные еще более усиливают тревогу. Использование предложений с прямой речью помогают понять, что здесь два героя.)

– Назовите героев стихотворения. Кого из них мы можем назвать главным? (Главные герои – путник и ямщик. Слова, что вложены в уста ямщика, воспринимаются как эмоции путника, а в конечном счете автора, образ которого в стихотворении полностью сливается с образом путника.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы; что делать нам!)

Учитель: Эта соотнесенность эмоций путника и автора уже намечена в самом начале стихотворения строкой:

Еду, еду в чистом поле –

И особенно последней строкой стихотворения, которая в читательском восприятии определенно связывается с эмоциями самого автора:

Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

– О чем размышляет поэт в стихотворении? (Это – и реалистическая картина метели, в которой кружится сбившийся с дороги одинокий путник. Это – и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это в конечном счете – стихотворение о самом себе, о своем месте в жизни, о своем отношении к окружающей действительности. Здесь и раздумья о личной судьбе, и ощущение безвыходного одиночества, и чувстве беспомощности, щемящей тоски перед бессмысленностью жизни.)

– Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали?  Какие краски использовали?

Г) Демонстрация рисунков к стихотворению и их защита

Учитель: Ребята, неслучайно это стихотворение мы изучаем после повести «Метель». Проведите сопоставительный анализ двух произведений письменно. Что их объединяет?

«Метель»

«Бесы»

«В одну минуту дорогу занесло;
окрестность исчезла во мгле мутной
и желтоватой, сквозь которую летели
белые хлопья снегу;
небо слилося с землею».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна –
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
«Владимир очутился в поле
и напрасно хотел снова попасть
на дорогу, лошадь ступала наудачу…
Лошадь начинала уставать…»
Коням. Барин. Тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбилися мы. Что делать нам!

Подберите синонимы к слову «метель» (вьюга, пурга, поземка). В каком стихотворении вы уже встречали описание подобной погоды? («Зимнее утро»)

3. Рефлексия

4. Итог урока

– Почему А.С. Пушкин называет стихотворение «Бесы»?
– Какое впечатление произвело на вас стихотворение ?
– О чем размышляет поэт в этом стихотворении?
– Что объединяет стихотворение «Бесы» и повесть «Метель»?

5. Домашнее задание: прочитать повесть «Станционный смотритель».