«Рождественский вертеп». 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель: дать знания о традиции Рождественского вертепа, колядования, научить детей быть непосредственными участниками и исполнителями Вертепного действа.

Задачи:

  • Развивающие:
    • совершенствовать музыкальное восприятие;
    • расширять представление о данной музыкально-поэтической стилистике;
    • развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;
    • развивать певческий голос;
    • расширять традиционный певческий репертуар;
    • овладевать а-капелльным пением;
    • обогащать знаниями о законах организации музыкального спектакля;
    • научить чувствовать пластику и темпо-ритм движения под музыку.
  • Образовательные: опираясь на музыкальный опыт  учащихся, формировать их знания о народных традициях и обычаях празднования Рождества.
  • Воспитательные:
    • пробуждать интерес, любовь и уважение к русскому народному фольклору;
    • обогащать духовный мир учащихся;
    • способствовать укреплению чувства единения в коллективе посредством общего театрального действа;
    • воспитывать чувство ответственности.

Оборудование:

  • Рукодельный Рождественский вертеп;
  • Куклы: Ангелы, Пастухи, Волхвы, Ирод, Вельможа, Смерть, Рахиль, овечки;
  • Занавес-покров;
  • Большая Рождественская звезда, прикрепленная к палке;
  • Свечи (светодиодные);
  • Осветительные приборы;
  • Народные костюмы.

Ход урока

I. Организационный этап 

Учитель: Здравствуйте, дорогие  ребята!
Наступает замечательное время, когда мы начинам готовиться к прекрасному, доброму, чудесному празднику  – к празднику Рождества Христова. Традицией нашей школы стало готовить Рождественский вертеп. Но одно дело, когда  смотришь Вертепное действо как зритель, а совсем по-другому обстоит дело, когда ты сам вертеп показываешь. Скажу честно, это – особенное, незабываемое чувство… Как будто тебе что-то таинственное открывается и, тем самым, можно очень близко, всем своим сердцем приблизиться к тому, что произошло тогда, в эту необыкновенную, чудесную ночь…
Вы, конечно, хорошо знаете все события, связанные с Христовым Рождеством. Давайте вместе их вспомним.

Вопросы учителя:

– С каким городом связано рождение Господа Иисуса Христа?
– Почему Иосиф и Дева Мария отправились в Вифлеем?
– Почему Рождение Спасителя произошло в вертепе?
– Что такое вертеп? Ясли?
– Кто первыми узнали о чудесном рождении? От кого пришло известие?
– Кто такие волхвы? А, может быть, кто-то знает – как их звали?
– Молодцы, как вы много знаете о Рождестве! С Вами всегда интересно и приятно работать!

II. Постановка темы и задач урока

Итак, дорогие ребята, на вас, четвероклассников возлагается большое доверие – показать Рождественский вертеп, и, вместе с тем – большая ответственность! Ведь показывать действо, в котором центром внимания является Сам Господь, Его Пречистая Матерь, Ангелы можно только хорошо, старательно и благоговейно. В процессе подготовки вертепа мы узнаем много новых колядок, поговорим об обряде колядования. Раскрывая для себя особенности Рождественского вертепа, мы не только будем знакомиться с  обычаями празднования Рождества, но также будем постигать богатство, мудрость и красоту народных традиций, которые называются одним словом – фольклор.
У традиционного рождественского вертепного действа есть свои издревле сложившиеся, веками устоявшиеся законы, незыблемые особенности. Наша задача – быть продолжателями этой традиции, нужно постараться сохранить и передать другим  этот удивительный рождественский обычай.

III. Объяснение нового материала

– Ребята, вы очень хорошо рассказали о событии Рождества. Я немного подробнее коснусь некоторых моментов.
В то время была объявлена перепись по всей земле, и для этого каждый житель должен был приехать в тот город, где он родился. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, но так как машин тогда еще не было, поэтому дорога занимала много времени. К тому Мария уже ждала ребенка. Но когда святая чета достигла Вифлеема, ни одного места в гостиницах не осталось. Мария с Иосифом решают переночевать в пещерке для скота. Эта пещерка и стала местом рождения Спасителя мира. Через много лет на этом месте построили храм, и люди со всего мира приезжают, чтобы побывать на этом чудесном, благословенном месте.
Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.  (см. Презентацию, Слайд 2)
Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи – они поспешили к вертепу (Слайд 3). За рождественской звездой шли к Иисусу восточные цари, неся свои подарки – золото, смирну и ладан. (Слайд 4)
Итак, младенец Иисус Христос родился ночью… Вот почему еще издревле появился обычай в ночь под Рождество ходить по домам с колядками. Этот обычай так и называется – колядование. Пели радостные колядки, а в конце просили угощения. А в некоторых деревнях было принято так – если колядовщики пришли к дому, а хозяев нет, то насыпали через забор конфет и других угощений. Придет хозяин, увидит на дворе конфеты, обрадуется, что и его колядовщики не забыли, хотели с ним радостью поделиться и помянет их добрым словом…(Слайд 5)
А в городах устраивались и сейчас с большим интересом и любовью устраиваются специальные представления. (Слайд 6)
Традиция Вертепного действа зародилась в Малороссии, то есть на Украине. Вот почему так много известных украинских колядок. Давайте послушаем украинскую колядку «Нова радiсть стала». Слушайте внимательно, постарайтесь понять содержание. (слушание)
(Слайд 7)  А на этом слайде представлена традиция украинского вертепа.

Учитель: Ребята, а кто знает – что и кто есть в рождественском вертепе?

Дети: Ангелы, Волхвы, пастухи, Ирод, Рождественская звезда…

Учитель: Молодцы. Да, конечно, эти и другие герои – неизменные участники этого действа. Мы с вами тоже будем мастерить кукол.
А вот скажите: каких героев обычно не изображали в виде кукол? К ним было особое отношение…

Дети: Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа.

Учитель: Правильно, дети. С давних времен идет обычай вместо кукол помещать в центр вертепа икону Рождества. Это выражает благоговение перед святыми людьми.
А как же выглядит сам вертеп, или, как еще говорят, вертепный ящик? (Слайд 8)
Вертеп бывает одноэтажным, двухэтажным и даже трехэтажным. А почему? Да потому что в истории о Рождестве Христовом действуют и силы добра, и силы зла, и силы земные, и силы небесные – вот для этого и нужны этажи. (Слайд 9)
На верхнем этаже располагается икона Рождества, Ангелы, пастухи, волхвы, а на нижнем – Ирод, вельможи, Смерть.
Как вы думаете, ребята, сложно ли сделать вертеп? И как сделать, чтобы куклы двигались?

Дети: ответы детей.

А давайте на следующем слайде посмотрим – как еще в древности люди придумали «оживить» кукол. (Слайд 10) Смотрите, какие специальные прорези делали в боковых частях вертепного ящика и на его дне. Благодаря этому куклы могли выходить, заходить, поворачиваться, двигаться во время своих реплик. Да-да, запоминайте первый закон кукольного театра! Двигается только та кукла, которая в этот момент «говорит». А все другие куклы должны замереть, иначе будет непонятно – кто в данный момент говорит. Запомнили? Молодцы!

Учитель: Ребята, а что украшает верх вертепа?

Дети: Рождественская звезда!

Учитель: Да, конечно, Рождественская звезда! (Слайд 11) Почти в каждой колядке поется о том, что дивным светом воссияла рождественская звезда.
Давайте послушаем замечательную колядку, которая будет звучать и в нашем вертепе. Мы разучим все колядки вертепа и будем исполнять их нашим хором. (Звучит колядка «Взошла звезда ясная»)
А сейчас я вам покажу вертепы более позднего времени и даже современных мастеров.
(Слайд 12) Этот вертеп имеет черты классической архитектуры, в нем есть колонны, арки, окна, балконы.
(Слайд 13) А этот вертеп похож на настоящий замок. Какие у него ворота, башни, галереи!
(Слайд 14) Обратите внимание, как используется свет в этом вертепе. Здесь сделана подсветка изнутри и есть разноцветные витражи. Создается непередаваемое ощущение таинственности, чуда…
А как мастерили кукол? Как вы думаете, ребята, из чего были сделаны самые первые куклы?

Дети: ответы.

Учитель: Да, конечно из дерева. Это был самый любимый материал, из которого народные умельцы чего только не мастерили! Вот на этом слайде вы как раз видите древних деревянных кукол. (Слайд 15)
(Слайд 16) Мне очень нравится этот деревянный ангел. Он даже умеет «держать» настоящую свечку. У Ангела очень выразительные глаза и руки.
(Слайд 17) Фигурки волхвов сделаны из дерева, благородство их облику придают одежда из дорогих тканей и короны на головах.
Ребята, есть в вертепе очень трагический образ – Рахиль.  Вы ведь знаете, что Ирод был злым, коварным, жестоким царем. Узнав, что родился Младенец, он отдает страшное приказание своим воинам – убить всех младенце от двух лет и младше, на церковно-славянском языке это звучит так: «избить всех младенцев от двух лет и ниже!" Какое бесчеловечное приказание! Рахиль – это собирательный образ страдающей матери. Она упрашивает Ирода не убивать ее чадо: «Помилуй мое чадо отрочате, чтобы не было что на том свете отвечати!»  Но Ирод неумолим. У нее отбирают  младенца, и она в горе оплакивает свое чадо, но Ангелы слетаются к ней, чтобы утешить полную  душевных страданий мать: «Не плачь, Рахиле! Маленькое чадо в раю будет радо!» (Слайды 17, 18, 19, 20).
Ангел призывает Ирода к покаянию, взывает к его душе, к его совести: «Покайся, царь Ирод!». Но в ответ только слышится упрямое: «Нет!» (Слайд 21).
Злодеяние рано или поздно будет наказано. К Ироду приходит Смерть. Это, пожалуй, самая драматичная сцена во всем вертепе. Под звуки барабана и пение «Вот за Иродом идет Смерть – тоска сухая» Смерть с косой направляется на Ирода. Ирод наказан. ( Слайд 22).
Давайте вернемся к вопросу о том – из чего же можно сделать кукол?
(Слайд 23) Посмотрите на этого чудного Ангела. Он сделан из папье-маше. Из папье-маше сделаны и эти замечательные волхвы (Слайд 24).
(Слайд 25) Это тоже волхвы, но они смотрятся совсем по-другому, но не менее выразительны. Их сшили из плотной ткани.
А кто из вас умеет вязать на спицах или крючком? (Ответы) Отлично! Смотрите, каких красивых кукол можно связать! (Слайды 26, 27).
А этих кукол сшили ребята из воскресной школы. (Слайд 28)
Ну, а теперь, поговорим о характерах героев. Это очень важно для того, чтобы правильно сыграть роль. Надо разобраться – какой по характеру герой, и   каким голосом, с какой интонацией  он должен говорить. Когда мы будем пробовать произносить реплики тех или иных героев вертепа, то нам надо будет найти для каждого героя его и «голос», и его интонацию. Каждый герой вертепа имеет свою, неповторимую интонацию. Пастухи – простые люди, бесхитростные, открытые. Они пришли к вертепу с верой и искренней любовью, они всем сердцем устремились к Тому, Кого ждали народы на протяжении многих веков. Они сподобились видеть Ангелов, слышать от них известие от Бога.
Один пастух говорит другому: Ты постой здесь, а я пойду, посмотрю – есть ли в яслях Младенец…». Он тихонько подходит к пещере и видит там чудо. Поспешно вернувшись к своему другу, он говорит ему, но уже совсем другим голосом, он охвачен волнением, трепетом: « Есть и не спит, и Матушка рядом сидит, и стар Иосиф там стоит».
У волхвов совсем другой стиль речи, другие интонации. Они ведь цари! Даже Ангелы к ним обращаются почтительно:
«О, великие мудрецы!». Их голоса полнозвучны, величественны, темп речи неторопливый, размеренный. Но в их обращении к Богу нет высокомерия:
– Тебе цары несут дары!
– Злато щиро!
– Ливан!
– Миро!
– Велики мы мудрецы, да не больше тебя, Младенца.
И как прекрасна звучащая после этих слов колядка
«О, наш Спаситель, веря и любя,
Сколько столетий ждали мы тебя!» (поет учитель)
Получается, что эту песнь поют сами волхвы, и она звучит очень трогательно и величественно.
Ирод желает выведать у волхвов – где родился Спаситель. Волхвы и не подозревали его в коварстве и злобе. А ведь Ирод затеял страшное злодеяние, о котором я вам уже говорила. Какая жажда власти, какой страх ее потерять! Ведь Ирод думал, что Христос желает забрать у него его земную власть, царскую державу. А Иисус Христос ведь совсем не для этого пришел. Но Ирод был не способен это понять.
Свечи гасятся, вертеп покрывается завесой (если он одноэтажный), либо, если вертеп двухэтажный, действие перемещается на нижний ярус. Звучат грозные удары барабана. Выходит царь Ирод. Его монолог полон высокомерия, переполняющей его гордыни, злобы. Даже движения у куклы особенные – резкие, грубоваты, угловатые. Голос его громок и груб. Вот что о себе сообщает этот персонаж:
«Я – Царь Ирод, поганый да злой! Бога не люблю, Христа не ведаю, не люблю никого, токмо себя самого!».
Но злу все равно будет конец. За Иродом приходит сама Смерть и свергает его во ад.
Вертеп заканчивается светло, радостно, торжествующе. Все положительные персонажи выходят вперед, над ними парят Ангелы, сияет Рождественская звезда. Это торжество любви, добра и духовной радости! Звучат рождественские колядки.

IV. Подведение итогов

Таким образом, мы видим – как богата, разнообразна, интересна традиция вертепного действа!  Нам доверяется быть продолжателями этого древнего обычая.  Вертеп очень любим всеми, его с большим интересом смотрят и взрослые, и дети. Давайте подарим радость нашим близким! (Слайды 29, 30, 31)

V. Домашнее задание

Ребята, я вам раздаю полный текст вертепного действа. Дома прочитайте его внимательно и попробуйте произносить реплики  разных героев с соответствующей интонацией. Поищите эти интонации. Все ваши герои должны быть разными по голосам и по интонации. Подумайте, почему тот или иной герой говорит именно с такой интонацией. Назовем наше домашнее задание «Поиск интонаций». Так и запишите в дневники.

VI. Заключительный этап

Вы все молодцы, большое вам спасибо. Я уверена, что работать над вертепом нам всем месте будет интересно, полезно и радостно! До следующей встречи!

Приложение 1