Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Разделы: Информатика


Базовый учебник: Босова Л.Л. Информатика,  учебник для 5 класса (ФГОС)

Цель  урока: познакомить учащихся с устройством компьютера.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знание основных устройств и их функций;
  • Метапредметные: основы ИКТ-компетентности;
  • Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и тех­нических условий безопасной эксплуатации средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Решаемые учебные задачи:

  • расширение представления школьников о сферах при­менения компьютеров; разобрать назначение основных устройств компьютера: процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор,  клавиатура, а так же понятия аппаратное и программное обеспечение;
  • формирование представления об информатике как нау­ке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помо­щью компьютеров; актуализация и систематизация представлений об ос­новных устройствах компьютера и их функциях;
  • закрепление знания правил техники безопасности и ор­ганизации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома; закрепление навыков работы с электронным приложе­нием к учебнику.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • универсальный объект;
  • компьютер;
  • аппаратное обеспечение:
  • процессор;
  • память;
  • оперативная память;
  • жесткий диск;
  • монитор;
  • клавиатура;

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), компьютеры для учащихся.

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
1 Постановка целей урока

 

Формулирует цель для учащихся: сформировать знания об основных устройствах компьютера Осознают цель, поставленную  учителем 1 мин.
2 Введение нового материала Плакаты «Виды информации» [№1,2]
Презентации к урокам информатики в 5 классе по пособию Босовой [№3]
Изложение нового материала с демонстрацией ЭОР
ЭОР №2 используется в качестве иллюстрации при объяснении нового материала
Знакомятся с текстом ресурса, задают уточняющие вопросы, фиксируют основные моменты 15 мин.
3 Первичное закрепление материала Основные устройства компьютера [№4] Запускает программную среду, комментирует принцип работы с программной средой.
Задает вопросы учащимся по новому материалу.
В предлагаемом ЭОР учитель сам показывает какую область надо заполнить в данный момент.
Предлагает одновременное выполнение задания №1 (раздел «Компьютер для начинающих») в рабочей тетради, входящей в состав УМК к учебнику Босовой 5 класса
Совмещают названия основных устройств с отведёнными для этой цели областями (переносят названия в выделенные прямоугольники)
Можно вызвать по очереди несколько учащихся и предложить каждому определить место расположения, например, 3 устройств.
Остальные учащиеся одновременно с этим выполняют задание №1 (раздел «Компьютер для начинающих») в рабочей тетради
10 мин.
4 Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися Основные термины, относящиеся к компьютерной технике [№5] Запускает программную среду, комментирует принцип работы с программной средой.
Даёт задание для выполнения учащимися: Определить и совместить основные термины, относящиеся к компьютерной технике
Осознают задание, выданное учителем 2 мин.
5 Выполнение заданий учащимися Основные термины, относящиеся к компьютерной технике [№5] Оказывает помощь, выступает в роли координатора Выполняют задания интерактивного теста, задают уточняющие вопросы. 15 мин.
6 Итог урока Домашнее задание Совместно с учащимися формулирует выводы. Подводит итог урока. Выдает домашнее задание, в котором предполагается выполнение задания №16,17,18 Совместно с учителем формулируют выводы 2 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Плакат «Виды информации по способу восприятия» (УМК к учебнику Л.Л. Босовой) Модуль И-типа плакат http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4738eb8f-71c5-47f6-9842-143337aaca34/2_78.jpg
Плакат «Виды информации по способу представления» (УМК к учебнику Л.Л. Босовой) Модуль И-типа плакат http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4e65c95e-7c27-4846-8180-c2f5967c4936/2_68.jpg
Презентация к уроку информатики в 5 классе по пособию Босовой Модуль И-типа презентация Приложение 1
Основные устройства компьютера Модуль П-типа, К-типа Флэш-анимация,
практический модуль, тест
Приложение 2
Основные термины, относящиеся к компьютерной технике Модуль П-типа, К-типа Флэш-анимация,
практический модуль, тест
Приложение 3
Архив с приложениями   Архив Приложение 4
Информатика, учебник для 5 класса (ФГОС), Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва. Бином Лаборатория знаний, 2013 г. Модуль И-типа учебник  
Информатика, рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС), Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2013 г. Модуль П-типа Рабочая тетрадь  
Информатика, рабочая Методическое пособие для 5-6 классов (ФГОС), Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2013 г.   Методическое пособие  

Ресурсы, использованные при разработке урока, кроме перечисленных выше: