Организация сотрудничества с родителями группы раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Современное Российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня материальные ценности в семьях доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искажённые представления о великодушии, доброте, любви, патриотизме. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневной жизни детей в детской деятельности.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно-нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт,  происходит усвоение социальных норм и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в семье должны сохраняться и передаваться нравственно-духовные ценности и  обычаи.

Одним из основных направлений взаимодействия с родителями является приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания ребенка, формирование духовно-нравственной личности.

В своей работе стараюсь создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало обоюдно интересным и продуктивным, интерес у родителей возникает к какой-либо деятельности, когда это лично касается семьи или ребёнка. Работу с семьей начинаю со знакомства – посещение семьи на дому, чтобы познакомиться со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции, условия проживания, наладить контакт с семьей, также провожу для этого анкетирование «Давайте познакомимся».

Для определения содержания работы и форм организации изучаю потребности родителей в воспитании духовно-нравственных качеств. С целью повышения их педагогической культуры организую просвещение родителей.

Работу реализую через традиционные формы (родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов) и нетрадиционные (участие родителей в конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставки работ, сделанных своими руками с участием детей, деловые игры, викторины, круглые столы, вечера вопросов и ответов, коллажи, вернисажи, семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО) и другие формы работы.

Работа начинается с информационного стенда для родителей, на котором расположена информация для родителей о духовно-нравственных ценностях. Оформила рукописный журнал, в котором подобрала памятки, советы и т.д., посвященные семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. Организовала родительское собрание «Вся семья вместе, так и душа на месте»; консультации «Духовная природа семьи  – основа духовно-нравственного воспитания ребёнка», «Этикет для малышей», «Детская агрессивность», «Культура общения», «Особенности воспитания мальчиков», «Мать  –  пример для дочери»; семинар-практикум «Отец в жизни ребёнка», «Роль семейного общения в развитии речи детей раннего возраста», тренинг семейных отношений. Совместно с родителями пополнили копилку  поговорок и пословиц на тему «Семья». Создала банк дидактических игр и сюжетно-ролевых игр по данному направлению.

Активно участвовали родители в подборе материала для оформления стенгазет «Мамочка, мама», «День защитника отечества». В преддверии праздника «Дня матери»  проводили чаепитие. Подготовила памятки «Почему нужно беречь родных», «Что разрушает семью», «Значение пословиц в жизни общества», «Как приучать выполнять простые просьбы и поручения».

В группе создана соответствующая развивающая среда. С помощью родителей оформлены уголок краеведения (куклы в русском и хакасском национальных костюмах, мини музей по русской культуре); фотоальбомы «Моя семья», «Мой дом», «Любимый детский сад», «Улица, на которой я живу», «Я делаю сам».

Особой популярностью пользуются совместные мероприятия родителей с детьми. С целью приобщения к истокам русской культуры совместно с музыкальным руководителем провели фольклорный праздник «Масленица», на  котором мамы угощали блинами, приготовленными дома вместе с детьми. В «Колядках» родители принимали участие в сценарии праздника. Так же родители активные участники в театрализованных представлениях сказок: «Колобок, румяный бок», «Вкусная репка», где взрослые исполняли главные роли. Оказали помощь в оформлении участка, в конкурсе «Лучший участок» группа заняла 2 место, в конкурсе «Зимняя сказка» 1 место. Проводила акцию «Зимующая птица», родители изготовили кормушки, организовали подкормку птиц в зимний период.

В группе так же родители приняли участие в реализации проекта «Моя семья», цель которого: воспитание любви и уважения к семье, как и к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Итоговым мероприятием данного проекта был семейный досуг «Вечер дружной семьи».

Данная работа способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт. Семья-колыбель духовного рождения человека.