Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Метапредметная цель: развитие ключевых компетенций посредств  
УЭ-1 Цель урока: расширить представления об особенностях генетики, при составлении простых схем скрещивания Внимательно прочитайте цель урока
Задачи:

Образовательные: Продолжить формировать у учащихся знаний об основных закономерностях наследственности и изменчивости, на основе изучения законов Г. Менделя

Воспитательные: Продолжить развивать основы диалектико-материалистического мировоззрения, на основе раскрытия вопроса о значимости генетики в жизни человека

Развивающие: Способствовать развитию логического мышления учащихся на основе использования приёмов, обобщения, анализа. Совершенствовать умения и навыки школьников работать с технологической картой

 
Добрый день! Ребята, я предлагаю вам немного отвлечься, расслабиться. А я за это время попытаюсь прочитать ваши мысли.

Например:

- Почему я больше похож на папу?

- Почему у меня с мамой карие глаза, а у папы голубые?

- Почему у моих родителей 2 и 4 группы крови, а у меня 3?

- Я вижу, что многие из вас задают вопросы своим родителям, на которые трудно сразу ответить.

Но чаще всего, у вас возникает вопрос:

- На кого же я похож?

- Давайте постараемся рассеять все сомнения.

Ведь тема сегодняшнего урока: “Почему мы похожи на родителей, или теория вероятности в генетике”

- Как вы думаете, какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть в ходе урока?

Цель: продолжить формировать практические навыки по основам генетике, при составлении простых схем скрещивания

Актуализация ранее усвоенных знаний.

Слайд 1
“Генетическая викторина” Работа с классом (фронтальный опрос)
- Что такое генетика?

(ПО: Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости)

- За каждый правильный ответ вы будете получать по одному баллу в виде генетического знака. В конце нашей не большой викторины, мы повторим значение каждого из знаков.

Сивоглазов, Захаров с.136

Слайд 2 Знак: АА

- Что такое наследственность?

(ПО: Наследственность – это способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.

Сивоглазов, Захаров с.137

Слайд 3 Знак: аа

- Что такое изменчивость?

(ПО: Изменчивость - способность организмов приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида).

Сивоглазов, Захаров с.137

Слайд 4 Знак: А

- Что является элементарной единицей наследственности?

(ПО: ген)

Сивоглазов, Захаров с.137

Слайд 5 Знак: А

 
- Что такое ген?

(ПО: участок молекулы ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка).

Сивоглазов, Захаров с.137

Слайд 6 Знак: а

- Как называют совокупность генов организма?

(ПО: генотип)

- А что такое? Совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды?

(ПО: фенотип)

Сивоглазов, Захаров с.137

Слайд 7 Знак: а

- Кто является основоположником науки генетики?

(ПО: Г. Мендель)

Сивоглазов, Захаров с.137

Слайд 8 Знак: *

- Какие признаки являются альтернативными?

(ПО: Это взаимоисключающие, контрастные признаки)

- второй признак не проявился, и данное явление Мендель назвал доминирование.

- Какой признак является доминантным?

(ПО: подавляющий действие другого признака)

- А какой признак является рецессивным?

(ПО: подавляемый)

- Что такое теория вероятности?

- Какие события вероятностные?

- Какой закон Г. Менделя отображен в данной схеме (1 закон)

- Обратите внимание на схему на доске. Назовите значение использованных знаков.

- Опираясь на знания первого закона Г. Менделя решите следующую задачу.

Сивоглазов, Захаров с.137
УЭ-2 Цель: продолжить формировать практические навыки учащихся при составление простых схем скрещивания.

Л/р “Составление простых схем скрещивания”

- Я предлагаю рассмотреть ситуацию, которую я увидела в одной из семей? В вашем классе.

Задание 1: Составьте схему скрещивания.

Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. Какова вероятность рождения кареглазого ребенка. Какой генотип у ребенка?

Рассуждения: Мать и ребенок кареглазые, предположим, что ген кареглазости является доминантным А. Но у нее отец голубыми глазами, вероятней всего, что она получила один аллельный ген от отца (рецессивный а), следовательно, мать гетерозиготна Аа.

Дано:

Ген Признак Генотип
А карий Аа
а голубой аа

Решение:

Р: Аа * аа

G: А а а а

F1

Аа Аа аа аа генотип: 1:1

кар. голуб. фенотип: 1:1 - 50%- /50%

Ответ: Вероятность рождения кареглазого ребенка 50%. Ребенок имеет генотип Аа.

- Проверьте, правильно ли вы решили задачу, если правильно, то оцените себя в 10 баллов.

- Так почему мы похожи на своих родителей?

- Рассмотрите следующую жизненную ситуацию и самостоятельно составьте схему решения, после чего мы проверим правильность решения.

Задание 2: Свеловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого волосы светлые. А у отца – черные. Единственный ребенок в этой семье – светлый. Какова вероятность рождения светловолосого ребенка, если известно, что ген черноволосости доминирует?

Дано:

Ген Признак Генотип
В черный ВВ, Вв
в светлый вв

Решение:

Предположим:

Р: Вв* Вв

G: В в В в

F1

ВВ Вв Вв вв генотип: 1:2:1

Чер. свет. фенотип:3:1 75%/25%

Р: вв * ВВ

G: в в В В

F1

Вв Вв Вв Вв генотип: единообразие

Чер. фенотип: 100%

F1 вв * Вв

F2:

Вв Вв вв вв генотип: 1:1

ч с фенотип: 1:1 50%

Ответ: Вероятность рождения светловолосого ребенка 50%. Первое поколение: ВВ, Вв, вв; Вв. Второе поколение: Вв, вв. Ребенок имеет генотип вв.

- Оцените свою работу. Обменяйтесь тетрадями.

- Почему законы генетики вероятностные?

- Почему во всех задачах мы рассчитываем в процентах?

- Перепутанные дети

Индивидуальная работа
УЭ-3 Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы ее?

Если вы достигли цели полностью, то поднимите желтый смайлик, если вы достигли цели частично, поднимите зеленый смайлик. Если вам ещё необходимо поработать дома на данной темой, поднимите синий смайлик

2. Домашнее задание. Беляев стр. 82-86

И по желанию, на выбор решите задачу, на смайликах есть напечатанные задачи.

Спасибо всем!

Проводится индивидуально

12.04.2015