Интегрированный урок обучения грамоте по теме «Звуки [с], [з]. Отражение характеристики звуков в слове». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Правильное употребление слов с данными звуками в свободной речи.

Цели урока.

  • Познавательные: общеучебные - дифференциация согласных звуков [с] - [з], развитие фонематического слуха и восприятия звуков; отражение характеристики согласных звуков по звонкости-глухости; выполнение звукового анализа слов; обозначение звонкого согласного звука в модели слова символом “звонок”; осмысление прочитанного произведения;
  • Логические: разгадывание зашифрованных слов;
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).
  • Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Тип урока. Нестандартный.

Оборудование. Звуковые схемы в конвертах, сигнальные карточки, тексты для чтения, интерактивный комплекс для демонстрации презентации, презентация, цветные карандаши, материалы и инструменты для создания аппликации.

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности. (Ведет учитель)

- Сегодня мы с вами не только будем продолжать знакомство со звуками, но и отправимся в виртуальное путешествие в зоопарк. (Слайд 2 – надпись ЗООПАРК и пустые “клетки”)

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить о каких животных идет речь и назвать их. Если вы назовете правильно, то появятся изображения животных. Итак, слушаем и запоминаем.

В зоопарке шум и гам,
Вон сидит гиппопотам,
А, напротив, в клетке
Попугай на ветке.
Там пантера и лисица,
Обезьяна, крокодил,
Бродит важная тигрица,
Спит сердитый гамадрил.
Встал я возле странной клетки,
Ноги есть, а тела нет.
Да ведь это же жирафа,
Сверху шлёт большой привет!
И. Евдокимова

Дети называют животных (появляются изображения на слайде)

- Может вам встретились непонятные слова? (гиппопотам - бегемот, гамадрил – порода обезьян)

- За правильные ответы и хорошую работу вы будете получать в награду зеленый листочек. Постарайтесь собрать их как можно больше, а в конце урока они нам пригодятся.

II. Основная часть.

1. Речевая разминка. Чистоговорки с отраженным проговариванием. (Ведет логопед)

- Ребята, что нам помогает произносить звуки? (дети называют органы артикуляции). Давайте подготовим речевой аппарат к дальнейшей работе.

Звук  [с], [ с']

Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

Звук [з], [ з']
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.

2. Формулировка темы урока. (Ведет учитель)

- Какие звуки вы сейчас произносили чаше всего?

- Как вы думаете, о каких звуках пойдет речь сегодня на уроке?

- Расскажите, что вы про них знаете? (Чем они отличаются? Чем похожи? Как их называют?)

3. Дифференциация согласных звуков [с] ,[з]. Отражение характеристики звуков в модели слова.

- Продолжаем путешествие по ЗООПАРКУ. Какие еще нас ждут встечи?! Отгадайте загадку:

Слайд 3. Работа со словом ЗАЯЦ.

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Дети отгадывают и слайде появляется надпись ЗАЯЦ и изображение животного.

- Давайте подарим зайчику схему.

Звуко-буквенный анализ слова ЗАЯЦ.

- Сколько в слове слогов?

- Какой первый слог? Второй?

- Какие звуки слышим в первом слоге? Дайте им характеристику.

- Какие звуки слышим во втором слоге? Дайте им характеристику.

- Откройте конверт и среди предложенных схем, выберите ту, которая подходит к слову заяц.

- Сколько букв в слове ЗАЯЦ? Сколько звуков? Почему?

После выбора учащимися схемы, производится проверка. На слайде появляется схема.

- Каким цветом закрасим первый квадратик, почему? Дается характеристика звука [з] и дети закрашивают. На слайде квадратик тоже “закрашивается”

По такому же алгоритму проводится работа с остальными загадками.

Слайд 4. Работа со словом ЗЕБРА.

- Посмотрите! Конь в матроске!
В чёрно-белую полоску!
- Нет, я вовсе не лошадка!
- А о ком тогда загадка?

Слайд 5. Работа со словом РЫСЬ.

Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза.
Живёт она в тёмной чаще лесной,
И лучше её обходить стороной.

Слайд 6. Работа со словом СОРОКА.

Одета скромно эта птица.
Она, как будто ученица -
Бело-чёрный весь наряд.

Воровка, люди говорят.
Всё блестящее хватает,
Не спросив, и улетает.

- Хорошо поработали! Приятно иметь дело с такими умными детьми!!! А сейчас отдохнем

Физкультминутка “Зоопарк” (Ведет логопед)

Мы шагаем в зоопарк, Ходьба на месте.
Побывать там каждый рад.
Там медведи и пингвины, попугаи и павлины, Повороты вправо/влево с отведение руки.
Там жирафы и слоны, обезьяны, тигры,  львы.
Это - лев. Он царь зверей в мире нет его сильней. Потягивания.
Он шагает очень важно, он красивый и отважный. Ходьба на месте.
А вот добрый, умный слон, посылает всем поклон. Наклоны.
Он кивает  головой и знакомится с тобой.
Кенгуру так быстро скачет, словно мой любимый мячик. Прыжки.
Мишка головой мотает, к себе в гости приглашает. Ходьба на месте.
Он вразвалочку идет. Танцевать с собой зовет.

3. Работа с текстом. (Ведет учитель).

Первичное восприятие текста

- Что вы знаете про зайцев?

- Сейчас я вам прочитаю рассказ, может вы услышите про зайца что-то новое? Учитель читает рассказ.

ЗАЯЦ

В сказках зайчик всегда маленький и беззащитный. В жизни заяц совсем не маленькое животное. Ноги длинные, уши большие. Очень сильные передние лапы! Оказавшись один на один с лисой или собакой, заяц падает на спину и отбивается от врага задними лапами. Таких тумаков надаёт – искры из глаз!

Есть у зайца ещё умение запутывать следы. Бежит заяц по чистому снегу, а потом останавливается и бежит обратно. И вдруг – длинный прыжок в сторону. Да так несколько раз. Лежит заяц да посмеивается над своими врагами!

Зайца прозвали косым вовсе не из-за плохого зрения. Просто шея у него неповоротливая. Когда он удирает от погони, скашивает глаза, чтобы узнать, далеко ли преследователи.

Сергей Махотин

- Кому было интересно?

- Что нового вы узнали про зайца?

Чтение текста учащимися по цепочке с комментариями.

- Как отбивается заяц от врагов?

- Что значит “надаёт тумаков”?

- Как понимаете выражение “искры из глаз”?

- Как заяц запутывает следы?

- Почему зайца прозвали косым?

Самостоятельная работа в парах.

- Найдите и подчеркните слова, в которых встречаются звуки [с], [ с'], [з], [ з'].

Проверка.

- Прочитайте слова, которые вы нашли.

- А сейчас мы с вами сделаем гимнастику под музыку вместе с веселыми зверями.

Физкультминутка под музыку с использованием презентации “Веселые звери” из ИНТЕРНЕТ.

- Замечательно! Вы хорошо потрудились и сейчас можно поиграть.

4. Закрепление знаний во внешней речи. (Ведет логопед)

Слайд 7. Игра “Путаница”. Развитие логического мышления.

- Продолжаем экскурсию по ЗООПАРКУ. Здесь зашифрованы названия животных. Если вы угадаете, то они вам покажутся.

СО ГУ ВА ЗМЕ СИ Я (сова, гуси, змея)

Игра “Это чье?”

Учить образовывать притяжательные прилагательные в устной речи и правильно их произносить.

- Сейчас я вам буду задавать вопросы и показывать на животных, а вы должны правильно мне ответить

- Чей хвост? (Совиный, гусиный, змеиный).

- Чье перо? Чьи глаза? Чье туловище? Чья голова? Чьи крылья? Чьи лапы? Чей язык?

Игра “Один-много”. Формировать навыки образования форм множественного числа существительных, обозначающих названия животных.

- В зоопарке животным скучно в одиночестве, давайте поможем им.

Был один гусь, а стало много. Как их назвать?

(гусь-гуси, сова-совы, змея-змеи).

Слайды 8, 9, 10. Игра “У кого какой детеныш”. Закреплять умения называть детенышей животных.

- Если животным хорошо живется в зоопарке, то у них появляются детеныши. Как их правильно назвать?

(у гуся-гусенок, гусята, у змеи –змеёныш, змеёныши у совы-совенок, совята).

Слайд 11. Игра “Маленький-большой” “Совиное семейство” Учить соотносить по величине два предмета и обозначать их отношения словами, учить образовывать существительные с суффиксами “увеличительного” значения.

Мы остановились с вами на сове, давайте поговорим про совиное семейство, рассмотрим их. Что у них есть?

- Например. У маленького – лапы, у большого – лапищи. Продолжите. (У маленького-когти, у большого – когтищи, у маленького - голова, у большого – головища и т.д.).

Слайд 12. Игра “Угадай, где животное?” Развивать внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в открытом пространстве, учить употреблять разные предлоги.

- Посмотрите на экран. Кто это? Сейчас я вам буду задавать вопрос: “ Где аист?”. Вы должны мне ответить, но будьте внимательны. (Аист летит над деревом и др.)

Слайд 13. Игра “Страшный зверь” Учить употреблять притяжательные прилагательные.

-Наша прогулка по зоопарку приближается к концу. И мы с вами подошли к последней клетке с животным. Но, посмотрите, там какой-то страшный зверь!

Рассмотрите это странное животное и постарайтесь отгадать, чьи у зверя ноги, голова, туловище, хвост, уши, крылья. (Уши заячьи, лисий хвост, змеиная голова, гусиные лапы, совиные крылья).

- Кто же от нас так спрятался? (Лось).

- Послушайте стихотворение про лося. (Читает заранее подготовленный ученик).

Шёл по лесу добрый лось.
На рогах-лопатах нёс:
Паутинку с пауком,
Птицу с жёлтым хохолком,
Дятла и пичужку
С тёмно синим брюшком.
Заяц от лисы спасался, 
На рога лосю забрался,
Белка села отдохнуть 
(В лес соседний долгий путь).
Попросился бурундук,
Нёс тяжёлый он сундук,
Очень утомился
Вот и примостился.
Мышь нашла себе местечко,
Так бы лось носил их вечно,
Но как выпали снега,
Взял и сбросил он рога.
Ю. Симбрская

Лось – самое крупное животное в нашем лесу.

Ребята, а еще говорят, что лось на своей голове лес носит. А почему так говорят?

- Где лучше жить животным в зоопарке или на свободе в лесу? Давайте отпустим зверей на свободу, но для этого нам нужно, чтобы появился лес. Вы, наверное много насобирали листочков? Сейчас мы их приклеим на изображение дерева и у нас получится лес.

Каждый ученик берет изображение дерева без листьев и приклеивает свои листочки. Затем работы закрепляются на доске с помощью магнитов.

III. Подведение итогов урока.

- Наша экскурсия подошла к концу. Что вам запомнилось?

- Что вы можете рассказать про звуки [с], [з]. Устроим АУКЦИОН. Объясняются правила аукциона. Для победителя звучит музыка.

Ссылки

  1. Стихи и загадки на сайте
  2. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-zopark.html
  3. Текст ЗАЯЦ
  4. http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/214/p17
  5. Физкультминутка ЗООПАРК
  6. http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/494-fizminutka-veselyi-zoopark