Устный журнал «Книга зимы»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: создание устного журнала по теме “Родная природа. Декабрь. Январь. Февраль”

Задачи: привлечь учащихся к поисковой деятельности, учить собирать информацию по заданной теме из различных источников (учебник, энциклопедия, интернет-ресурсы), подбирать иллюстрации, работать в группах. Представлять работу группы. Расширять представления первоклассников о сезонных изменениях в природе. Развивать детский интерес, эрудицию, повышать интеллектуальную, эстетическую, эмоциональную культуру школьников.

 Ход мероприятия

 Слайд № 1 - Сегодня мы собрались, чтобы показать результат своей работы. На протяжении нескольких недель вы искали материал по теме “Зима”. Мы провели конкурс чтецов и конкурс рисунков. В итоге у нас получилась вот такая книга – “Книга Зимы”.

Открываем нашу книгу.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” “Декабрь”)

Слайд № 2

Ученик 1:

 Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима. 

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”)

Слайд № 3

Ученик 2:

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. 

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело. 

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно... 

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала. (И.Суриков)

Слайд № 4 - А сейчас послушайте загадку. О каком месяце идет речь?

Ученики:

Декабрь

По календарю зима начинается 1 декабря. Ученые считают началом зимы –

22 декабря – день зимнего солнцестояния.

В этот день самая длинная ночь и самый короткий день.

Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит. Назвали его так, за лютую, морозную пору, за длительную стужу. Вот так говорили о декабре: Слайд № 5

А с 23 декабря по 25 декабря – Солнцеворот – хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Медведь в берлоге на другой бок повернется. А нас с вами ждут впереди морозы, вьюги и метели.

Слайд № 6

Ученик 3:

Шел по лесу дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
Он по бору проходил -
Елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый Год
Он ребятам их снесет.
На полянках тишина,
Светит желтая луна.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый Год! (З.Александрова)

Слайд № 7 - Прослушаем загадку еще об одном зимнем месяце.

Слайд № 8

Открываем календарь -
Начинается январь.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” Январь)

Январь – второй месяц зимы, но самый первый месяц в году.

Январь – году начало, зиме середина. К концу месяца заметно прибавляется день. В старину январь называли “сечень”, потому что это был сезон вырубки леса. Январь самый суровый из всех месяцев. Но в тоже время его еще называют бокогреем. В чем же дело? Оказывается, домашние животные в январские солнечные дни подставляют свои бока под еще скупыми, но уже ласковыми лучами солнца. Так они попеременно согревают бока на солнце.

Ученик 4:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег. (А.С.Пушкин)

 Слайд № 9 -А теперь еще одна загадка.

Февраль – последний месяц зимы. В старину его называли “Снежень”, так как это самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в этом месяце. Солнце поднимается все выше, ярче светит, больше греет.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” Февраль)

Ученик 5:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

Слайд № 10

Ученик 6:

Снег кружится.
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек! (С.Михалков)

Слайд № 11 Ученик 7:

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.
Но темнеет - вот досада! -
Гаснет свет зари,
По домам ребятам надо,
Что ни говори!
Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: - Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять? -
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?!
Мы столпились возле бабы,
Думали - как быть?
Нам подружку ей хотя бы
Нужно раздобыть.
Мы не ели, мы не пили,
Бабу новую слепили.
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна. (А.Барто)

Слайд № 12 Физкультминутка

Слайд № 13 - Следующая страница нашей книги – загадки

(ученики отгадывают загадки)

Слайд № 14 - Следующая страница нашей книги – потешки

Ученик 8:

Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки –
Самокаточки.

Ученик 9:

Падай, падай белый снег!
Радуй, радуй всюду всех!
Падай, падай на село,
На гусиное крыло.
Поле белым укрывай –
Будет летом каравай!

Слайд № 15 - Следующая страница нашей книги – частушки

(дети поют частушки под аккомпанемент учителя музыки)

Ах, зима, зима, зима!
Много снега принесла.
А теперь зовет мороз,
Чтоб щипал нам щеки, нос. 

Ах, зима, зима, зима,
Все ты делаешь сама,
И морозишь, и метешь,
До весны не устаешь. 

Вот так дедушка Мороз,
Заморозил всех всерьез.
Посмотри-ка на ребят,
Как сосульки все стоят. 

Ох, и щиплется Мороз,
Старый забияка.
У Иришки на щеках
Расцвели два мака.

Слайд № 16 - Следующая страница нашей книги – пословицы и поговорки

Ученики:

- Береги нос в большой мороз.

- Два друга – мороз да вьюга.

- Деревья в инее – небо будет синее.

- Зима – хранительница полей.

- Зима без мороза не бывает.

- Заковал мороз реки, но не навеки.

- Зимний денек – воробьиный скок.

- Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Слайд № 17 - Следующая страница нашей книги – зимние приметы

Ученики:

- Инейна деревьях к морозам, туман - к оттепелям.

- Зима морозная – лето жаркое.

- Зима снежная – лето дождливое.

-Дым столбом - к морозу.

- Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

- Много звезд в небе – наступит морозный день.

- Много рябины уродилось к холодной и суровой зиме.

- Воробьи дружно чирикают – к теплу.

- Длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне.

Слайд № 18 - А теперь отгадаем кроссворд.

Какое ключевое слово появилось? (Подарки)

(Звучат фанфары, ученики награждаются грамотами за активную работу и сладкими подарками)

Слайд № 19 - Спасибо за внимание!

Использованные источники

  1. Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т., т. 2. СПб: Издательский дом “Нева”, 2001.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 классы. М.:Вентана-Граф, 2012.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. М.:Вентана-Граф, 2012.
  4. Виноградова Н.Ф, Рыдзе О.А. Реализация требований стандарта при изучении предмета “Окружающий мир”: от предметных действий к универсальным. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.
  5. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе. Сост. Касаткина Н.А., Волгоград. Изд. “Учитель”, 2005.
  6. Запартович Б.Б. и др.С любовью к природе.Изд. “Педагогика”, 1983.
  7. Зигуненко С.Н. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках. Изд. Астрель, 2012.
  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: “Просвещение”, 1976
  9. Соболева А.В. Загадки – смекалки. М.: Гном-Пресс, 1999
  10. Хрестоматия для маленьких. Сост. Елисеева Л.Н., М.: “Просвещение”, 1982.
  11. www.dom-dm.ru/ - картинка Дед Мороз слайд № 6
  12. www.napirse.ru/forum/viewtopic. – картинка слайд №10
  13. www.nasha.lv/rus/blog/blogs/pranky/95835.html - картинка слайд № 11
  14. http://photoshopia.ru/usergallery/data/221/medium/accordeon_10.png - картинка слайд №15
  15. Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. 1 класс. Вентана-Граф. – картинки слайды №2,3,8,19
  16. http://vseposlovici.ru/ - пословицы

10.04.2015