«За отчизну не жаль и жизни отдать…»

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева;
  • продолжить работу с литературоведческими терминами;
  • донести идею литературного произведения через введение в мир музыки и истории в одном временном отрезке;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных и музыкальных произведений;
  • воспитание человеческих качеств, присущих истинному русскому герою;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

“За отчизну не жаль и жизни отдать...”
К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин

- Как вы понимаете слова Рылеева?

- Как вы думаете о ком и о чем мы сегодня будем говорить?

2. Изучение нового материала. Сообщение подготовленного ученика

Кондрат Фёдорович Рылеев родился 18 сентября 1795 года, в обедневшей дворянской семье, учился в военном училище и очень рано обнаружил способности к поэзии. Кондрат Фёдорович участвовал в военных походах русской армии. Он писал стихотворения, которые обличали несправедливость, угнетённость народа, призывал на борьбу против крепостного права и предостерегал тех, кто хладнокровно смотрел на бедствия, страдающей Отчизны.  И поэтому 14 декабря 1825 года Рылеев участвовал в выступлении против существующих тогда порядков, на Сенатской площади. Восстание декабристов было подавлено, 600 человек арестовали, 120 было отправлено на каторгу в Сибирь, а 5 человек, в том числе и Рылеев были казнены. Стихотворения вот такого замечательного человека, мы будем с вами читать.

С 1821 по 1823 год он пишет цикл исторических песен “Думы”, куда вошли исторические повествования о Вещем Олеге. Дмитрии Донском и о Петре Великом. Одна из дум была посвящена Ивану Сусанину. Это единственная дума, в центре которой стоит не князь и не царь, а человек из народа, который служил правому делу.

Время, в котором происходят описанные события, названы в русской истории смутным. Польские захватчики хотели завоевать Россию.

Они грабили и разоряли русские земли, убивали людей, старались насадить польские обычаи, язык, веру, вытравить всё русское. На престол должен был взойти молодой царь Михаил Романов (первый из династии Романовых). Он находился в своём родовом поместье недалеко от города Кострома. Поляки были недовольны, т к они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Если бы так случилось русский народ лишился бы своей независимости. Поэтому поляки направили большой отряд на север России, убить молодого царя.  И вот этот отряд однажды в метельную ночь сбился с пути и набрёл на село в 3 км от места, где скрывался царь. Не прошенные гости ворвались в избу Ивана Сусанина. Они искали проводника. Сусанин был добрым и справедливым человеком. У него была дочь Антонина и два приёмных сына Богдан и Иван. Поляки требовали, что бы Сусанин отвёл их к царю, предлагали за услуги деньги, грозились убить в случае отказа.   Старик медлил, но к радости захватчиков наконец согласился их провести. Когда рассвело, он повел их совсем в другую сторону, завел их в лесную топь. Здесь среди вековых елей на каждом шагу были окна-ямы, заполненные водой, которые не промерзали даже зимой. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги, поняли, что их обманули

3. Прослушивание думы К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин" в исполнении подготовленного ученика

4. Анализ произведения

Чтобы понять подвиг Сусанина, надо помнить общую ситуацию. В уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге

- С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным и он приводит их к деревне)

- С какой целью прибыли ляхи? (убить царя)

- Как они заставили Сусанина быть провожатым? (Обещают ему денег, а если не согласится грозят убить его)

- Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? (он похож на радушного хозяина)

- Так ли это? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)

- О чем молится Сусанин? Что просит у бога? А что мог просить? (спасти свою жизнь)

- С кем разговаривает Сусанин ночью? (просит предупредить царя об опасности)

- Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)

- Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным. Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.

- Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

- С какими чувствами звучат последние слова Сусанина? (с уверенностью в своей правоте, с гордостью за свой народ, за Россию)

- В каких строках выражена главная мысль стихотворения? (“Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело”)

“Иван Сусанин” - это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: “Ивану Сусанину – патриоту земли русской”. Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.

5. Словарная работа

“Ни зги” - зга – это название металлического колечка на дуге лошади (на улице такая темнота, что едущему на лошади человеку не видно зги: ни колечка на дуге лошади, ни самой дороги, по которой он едет).

“Сарматы и ляхи” - иноземные захватчики.

“Москаль” - москвич.

“Иззябли” - замерзли.

“Жупан” - долгополая одежда.

“Лучина” - длинная щепка, которую поджигали для освещения помещения.

“Вотще настороже” - покраснела.

“Язвы” - раны.

“Окольная тропа” - ведущая в обход.

6. Сусанин как олицетворение русского национального характера

Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.

Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.

Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.

Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.

Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.

Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.

Однако, “Ивана Сусанина” он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.

7. Знакомство с музыкальным произведением

– Подвиг и “Дума” К. Рылеева вдохновили М.И. Глинку на написание музыкального произведения – оперы “Иван Сусанин”.

– Что такое опера? (Вид музыкально-театрального искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра)

Ученик дает краткую справку о биографии М. Глинки.

8. Биография Михаила Глинки

Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии.

Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине в биографии Михаила Глинки велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой “Иван Сусанин”. Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы “Руслан и Людмила” в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе.

– Опера состоит из четырёх действий и эпилога. Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво – искреннее, повествующая об истинных событиях. Музыка оперы национально-песенна. Опера до 30 гг. XX века называлась “Жизнь за царя” (вывешивается афиша).

9. Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа и память о нем не исчезнет никогда. В 1957 году в городе Костроме был воздвигнут памятник Ивану Сусанин. Подвигу Сусанина посвятил свою оперу М.Глинка “Жизнь за царя”.

(Слушание отрывка из оперы)

Многие герои повторили подвиг Сусанина. В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами.

- Куда ушли партизаны?

- Не ведаю.

- Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану.

На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата.

- Показывай, где партизаны??? – заорал на Ивана офицер.

- Добре,- промолвил Иван, опустив голову.

Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь.

- Далеко еще? – спросил офицер.

- Нет, близко,- ответил Иван.

Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота.

10. Домашнее задание (на выбор)

  • Выучить отрывок.
  • Выразительное чтение.
  • Сделать рисунок к отрывку.
  • Подобрать пословицы, отражающие главную идею произведения.

Использованная литература