Урок физики «Электрическое поле, его свойства и характеристики»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Познакомить с понятием электрического поля, основными характеристиками электрического поля.
  • Учить решать задачи на определение направления напряженности электрического поля в точке, с учетом принципа суперпозиции полей.
  • Повторить понятия скалярной и векторной величин, прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимости в аналитическом и графическом виде.

Оборудование.

  • Конспект урока – фильм, созданный и озвученный учителем.
  • Слайды на закрепление материала по темам “Закон Кулона, Характеристики электрического поля”
  • Анимация “Свойства электрического поля” (диск к учебнику Г.Я. Мякишева “Физика 10 класс”)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация внимания учащихся. (слайд №2)

Вопросы:

1). Как изменится сила если один из зарядов увеличить в 2 раза?

2) Как изменится сила если оба из заряда увеличить в 2 раза?

3) Каким будет изменение силы при уменьшении заряда в 4 раза, и увеличении расстояния в 2 раза?

4) Как будет выглядеть графическая зависимость силы от изменения величины одного из зарядов?

5) Как будет выглядеть графическая зависимость силы от изменения расстояния между зарядами?

6) Выразите из формулы закона Кулона расстояние между зарядами.

7) Как будет выглядеть формула для определения первого заряда?

III. Проверка домашнего задания.

Устный опрос

1). Электрический заряд. Элементарный заряд. Электризация тел.

2). Закон Кулона. Единицы электрического заряда. /в то время, когда ребята готовятся к ответу у доски – записывают конспект/ с остальными проводится беседа.

Работа с классом.

Беседа по слайдам.

1.Два точечных заряда притягиваются друг к другу только в том случае, если заряды

  • одинаковы по знаку и по модулю
  • одинаковы по знаку и обязательно различны по модулю
  • различны по знаку; модули зарядов произвольны
  • различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю

2). Как изменится сила взаимодействия зарядов, если один заряд увеличить в5 раз, а расстояние увеличить в 2 раза?

2). Как изменится сила взаимодействия зарядов, если один заряд уменьшить в 4 раза, а расстояние увеличить в 2 раза?

3). Как изменится сила взаимодействия зарядов, если один заряд уменьшить в 4 раза, а расстояние уменьшить в 2 раза?

Слайды №3,4.

IV. Прослушивание и комментирование подготовленных ответов.

V. Объяснение нового материала.

Тема. Электрическое поле. Его свойства и характеристики. (Слайд №5)

Объяснение материала учителем с постепенным написанием конспекта на доске.

Прослушивание озвученного конспекта. (Слайды № 6,7)

VI. Просмотр анимации “Свойства электрического поля” предварительно поставив перед учащимися вопросы:

1). Как изменяется длина вектора напряженности при удалении точки от заряда?

2). При каких условиях напряженность электрического поля в точке равна нулю? Где могут находиться такие точки? (Слайд №8)

VII. Закрепление нового материала.

  1. Посредством чего осуществляется взаимодействие зарядов.
  2. Расскажите о векторной характеристике электрического поля.
  3. Что вы знаете о скалярной характеристике электрического поля? (Слайд №9)

Определить направление результирующего вектора напряженности. (Слайды № 10– 14)

  1. На рисунке изображен уединенный отрицательно заряженный шар. Как направлена напряженность в точке А? (Слайд №10)
  2. На рисунке изображен уединенный положительно заряженный шар. Как направлена напряженность в точке А; В? Что можно сказать о длине вектора в данных точках.(Слайд №11)
  3. Определить направление результирующей напряженности электрического поля, создаваемого двумя зарядами в точках, находящихся на одной прямой с зарядами. (Слайд № 12)
  4. Определить направление результирующей напряженности электрического поля, создаваемого двумя зарядами в точках, находящихся в различных положениях относительно зарядов. (Слайд № 13)
  5. Определить направление результирующей напряженности электрического поля в центре квадрата, при наличии в вершинах квадрата равных по модулю, различных по знаку зарядов.(Слайд № 14)

Самостоятельная работа. Построение результирующего вектора напряженности.

(слайд № 15)

Одновременно 2 ученика решают эти задания за крыльями доски, для быстрой проверки работы.

VIII. Краткие итоги урока.

  1. Каким образом происходит взаимодействие между электрическими зарядами?
  2. Что является источником электрического поля?
  3. Как называется скалярная характеристика электрического поля?
  4. Как называется векторная характеристика электрического поля?
  5. Как изменится напряженность поля при уменьшении заряда?
  6. Если заряд, создающий электрическое поле увеличить в 4 раза, как изменится напряженность поля в точке?

IX. Домашнее задание. Параграфы 90, 91, дополнить конспект свойствами электрического поля, упр. 16(1,2) (Слайд № 16)