Возможности кружковой работы в плане УИРС

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Современный ФГОС ставит перед педагогами задачу обучения студентов методам учебно-исследовательской работы (УИРС). Целью УИРС является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы. УИРС является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы.

Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными методами научного исследования.

В процессе выполнения УИРС студенты учатся применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно составлять рефераты, обзоры, презентации, подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться лабораторным оборудованием, использовать метод простейшего статистического анализа для обработки полученных результатов, а в последующем – самостоятельно докладывать результаты своих трудов.

Столь обширные задачи в основном могут быть решены в процессе внеклассной (кружковой) работы с использованием метода проектов.

Метод проектов был разработан в начале ХХ века в США Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В России его развивал русский педагог Т.С. Шацкий. В 1931 году в отечественной педагогике этот метод подвергся критике и о нём забыли до 80-х годов ХХ века.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов подразумевает детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

На заседаниях кружка “Юный терапевт” ГБОУ СПО “Медицинский колледж № 5 Департамента здравоохранения города Москвы” было решено детально рассмотреть проблему распространённости ожирения среди студентов и его связь с образом жизни. Актуальность этой темы обусловлена тем, что заболеваемость ожирением в цивилизованном обществе резко возросла. Согласно данным ООН в США сейчас насчитывается 32% полных людей, а в Мексике 33%. ВОЗ называет ожирение “глобальной эпидемией”, борьба с которым должна проводиться уже на уровне государства. Так в США ежегодно на борьбу с ожирением тратиться 200 млрд. долларов. С 2005 по 2011 г. число россиян, страдающих ожирением, возросло с 13% до 16%. Не обошла эта проблема и людей младших возрастных групп, к которым относятся студенты медицинских колледжей. Для решения этой задачи необходимо было проанализировать целый ряд фактов.

Во-первых, необходимо было исследовать образ жизни студентов и соотнести его с принципами здорового образа жизни (ЗОЖ). Возможность реального изучения образа жизни человека и соотнесение его с принципами ЗОЖ неоценимо для студента медицинского колледжа. УИРС в области изучения культуры ЗОЖ приводит к формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.

Из общих компетенций следует отметить:

  • осуществление поиска и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития медицинских работников
  • использование информационно-компьютерных технологий
  • умение работать в команде
  • ответственность за свою работу и её результаты
  • понимание необходимости вести ЗОЖ, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

УИРС в области изучения ЗОЖ помогает также сформировать ряд профессиональных компетенций:

  • умение проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
  • организовывать здоровую окружающую среду
  • проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

Во-вторых, необходимо было выявить частоту ожирения в исследуемой группе респондентов.

В-третьих, необходимо было обработать и проанализировать полученную информацию, выявить факторы, способствующие ожирению.

В-четвёртых, необходимо было изложить и оформить результаты исследования.

Для своего исследования мы выбрали метод анкетирования. Так как ни одна из изученных нами анкет по ЗОЖ нам не подошла, было решено разработать свою анкету. В сентябре-октябре члены кружка и другие заинтересованные студенты были разбиты на группы. Отдельная группа в целом и каждый её член в частности обдумывали круг возможных вопросов будущей анкеты по какому-либо направлению ЗОЖ: рациональный режим труда и отдыха, полноценное и рациональное питание, адекватная физическая нагрузка, благоприятная окружающая среда, отсутствие вредных привычек, психо-эмоциональное благополучие, отсутствие заболеваний.

В ноябре был составлен единый список, где все вопросы были сгруппированы по разделам ЗОЖ.. При этом в анкету вносились основные вопросы и добавлялись наиболее важные для изучаемой темы пункты. Так, для того, чтобы оценить наличие и степень ожирения среди студентов, мы добавили такие вопросы как рост, вес, обхват талии. Кроме того, в анкету были внесены вопросы, помогающие вывить первые признаки метаболического синдрома на фоне ожирения (уровень АД, наличие суставных болей, повышенного уровня глюкозы и т.п.). Вопросы были в основном закрытого типа.

В декабре был проведён второй этап проекта - очное групповое анонимное анкетирование студентов 4 курса нашего колледжа. Всего в анкетировании участвовало 54 студента. По соответствующей формуле для каждого респондента был рассчитан индекс массы тела и все анкеты были разделены на 3 вариационных рада: первый ряд - студенты с нормальной массой тела (ИМТ до 25), второй - с повышенной массой тела (ИМТ=25-30) и третий ряд - с ожирением (ИМТ свыше 30). В обследованной группе студентов превышение ИМТ было выявлено в 25%. Из них 15% составила повышенная масса тела, а в 10% - ожирение (2% - первой степени, 8% - второй степени).

В январе перед студентами встала задача анализа каждой позиции образа жизни и сопоставления частоты её выявления в различных вариационных рядах. Особое внимание уделялось предрасполагающим факторам ожирения: редкие, но обильные приёмы пищи, когда основным приемом является ужин, невозможность контролировать объем принимаемой пищи, “заедание” раздражения и стрессов или еда от “нечего делать”, несоблюдение режима дня, низкая физическая активность и т.д.

В дальнейшем абсолютные результаты были пересчитаны в относительные (процентные) и по каждому значимому для развития ожирения пункту были построены соответствующие диаграммы.

Проектным продуктом мы задумывали создание сообщения в виде презентации о распространённости ожирения среди студентов-медиков и факторах, способствующих его развитию. Эти данные были доложены на Городской студенческой научной конференции 24.01.2014. в ГБОУ СПО “Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы” и нашли живейший отклик у аудитории. Презентация может быть использована на занятиях по соответствующей теме в рамках профессионального модуля ПМ.02 “Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах”. Данную презентацию с успехом можно демонстрировать и на уроках по воспитанию культуры ЗОЖ.

Кроме того, разработанная нами анкета может сама рассматриваться как проектный продукт, так как она достаточно универсальна. При небольших изменениях её можно применить для изучения образа жизни людей любой возрастной группы, для изучения факторов развития любого заболевания. Анкета может использоваться для детального изучения образа жизни не только каких-то групп населения. Её заполнение будет полезно для детального изучения одного конкретного клинического случая и создания на этой основе плана сестринских вмешательств.

Таким образом, метод анкетирования открывает большие возможности в плане организации УИРС и формирования культуры ЗОЖ студентов медицинских колледжей.

Список источников.

  1. Е.С. Полат с соавт. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, Москва, Издательский центр “Академия”, 2008
  2. В.В. Деларю “Конкретные социологические исследования в медицине”, Волгоград, 2005, 97 с.
  3. http://www.bstu.ru/research/stud_science/regulations/study_research
  4. http://www.informio.ru/publications/id389/Uchebno-issledovatelskaja-rabota-studentov-v-ramkah-formi
  5. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2719
  6. http://womanadvice.ru/metod-anketirovaniya