«Что за прелесть эти сказки!»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. 5 класс.

Цель урока:

Образовательная:

познакомить:

- с жанром “программной музыки” и его построением;

- с сюжетом арабской сказки “Шехеразада”

- с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова “Шехеразада”;

Развивающая:

- формировать познавательный интерес к симфонической музыке.

- развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.

Воспитательная:

- воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки.

Задачи:

- личностные:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- умение понять мир через музыкальные формы и образы;

-метапредметные:

- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

- формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;

-предметные:

- обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;

- определить музыкальные особенности жанра баркаролы.

Тип урока: Урок “открытия” нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование, раздаточный материал: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, наутбук, презентация по теме урока, пианино, учебник, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, портрет композитора, иллюстрации к сказке, иллюстрации к балету “Шахерезада”.

Музыкальный материал:

- симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова “Шахерезада” - слушание;

- фонограмма песни “Сказки гуляют по свету”

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
Этап мотвации к учебной деятельности Предлагает исполнить первый куплет песни муз. Е. Птичкина

(Из к\ф Оленья охота) “Сказки гуляют по свету”

- О чём исполненное произведение?

- Какой жанр?

- Как прозвучала песня?

- Как вы думаете, над какими моментами в этой песне нужно поработать?

Исполнение песни.

Ответы на вопросы учителя.

Работа над артикуляцией.

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Этап самостоятельного формулирования темы урока Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Прочитайте текст на слайде, о чём идёт речь? (слайд 1)

- Найдите в тексте, что такое Программная музыка.

- А какой литературный жанр использовал композитор в своей музыке?(Слайд 2)

- Программная музыка.

-Инструментальные произведения в основе которых лежат литературные произведения.

- Сказки

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

самостоятельное формулирование темы урока

Этап получения новых знаний - Кто изображён на портрете? (3 слайд)

- Кто знает имя композитора? После ответов детей:

Я расскажу о нём... очень хотел плавать, был морским офицером... но не смог из-за морской болезни...

- Для чего я рассказала вам этот момент из жизни композитора? Какую тему сказок он использовал?

- Композитор

- Ответы...

 

 

 

- Сказки на морскую тему.

Познавательные

Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать

Этап самостоятельного получения информации (Слайд 6) Да, он использовал арабскую сказку “Тысяча и одна ночь”.

- Предлагаю разделиться на группы

- Прошу прочитать краткое содержание выбранной вами части. Время прочтения 2 минуты.

Прочтение по группам содержание частей сказки. Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества

Познавательные: самостоятельное чтение текста

Регулятивные: прогнозирование, планирование

Этап самостоятельного умозаключения Это симфоническая сказка, для кого предназначено её исполнение?

- Расскажите по иллюстрации об этом коллективе, чем они занимаются?

- Смотрим видео фрагмент.

- Какую музыку исполнил симфонический оркестр?

- Симфонический оркестр

(Слайд 7)

- Ответы учеников

Познавательные:

учатся размышлять над иллюстрацией,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке, Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Этап реализации полученной информации с проговариванием во внешней речи В симфонической сказке программа, состоящая из 4-х частей. (Слайд 8).

Первая часть:

(Слайд 9) Море и корабль Симдбада

(морское путешествие)

Слушаем фрагмент 1 части: Учебная задача перед слушанием:

- Первая группа кратко пересказывает содержание I части сюиты.

- Контраст в динамике, в настроении.... Первую тему исполняет весь оркестр, а во второй солируют скрипки.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять основную мысль из текста, определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы изобразить главных героев сказки? картину сильнейшего шторма? - Бурю, морской шторм, затем затишье
- Какие события нам рисует музыка?

(дополняет) Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и Буря утихает, корабль плавно скользит по морским просторам. (Слайд 10)

Вторая часть сказки называется Рассказ Календера–Царевича Тему Календера Учебная задача перед слушанием:

- Какой инструмент солирующий?

- Как звучит тема в исполнении этого инструмента?

- Пересказ II группы содержание сюиты: это повествование о битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока.

- Исполняет солирующий фагот;

- Тема звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный колорит

Этап самостоятельной получения знаний - Темой какого персонажа началась эта часть?

- Почему?

Учитель: (Слайд 11) Последняя часть симфонической сказки называется Праздник в Багдаде. Учебная задача перед слушанием

Какие средства музыкальной выразительности композитор использует для того чтобы изобразить восточный праздник?

- Шехеразады. Потому, что она главная, она рассказывает эту сказку.

- Пересказ III группы: Это грандиозный финал сказки, объединяющий многие темы, “собирающий” героев произведения на веселом празднике.

- Быстрый темп, игривое настроение, танцевальный ритм, мажорную тональность, яркую динамику.

- Шехеразады.

Познавательные:

логические - анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль

- Скажите, во всех фрагментах присутствие какого персонажа было ярко выражено?

- Почему?

- Потому что она рассказчица.
Этап включения в систему знаний и повторения - А как называется такая музыкальная тема, которая звучит на протяжении всего произведения и характеризует героя?

(Слайд 12)

Учитель: Подводим итог урока. Ответим на вопросы.

(Слайд 13)

- Лейтмотив Познавательные:

логические - анализ, классификация

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Задание - Расшифруйте название музыкальных инструментов, и соотнесите их с названием оркестров, в левый запишите инструменты симфонического оркестра, в правый народного.

- На кружочке нарисуйте смайлик который будет обозначать понравился вам урок или нет.

Ответы на вопросы.

Отгадывание загадки. Подбор прилагательных, характеризующих настроение и оценку деятельности на уроке.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки, самоуважения

5.04.2015