Детектив-шоу «Анализ и синтез в математических задачах. Дедукция. Индукция». 5–6-й класс

Разделы: Математика


Форма проведения: Урок-игра.

Класс: 5-6 кл.

Тип урока: закрепление знаний, решение задач.

Цели:

Образовательная – научиться применять методы анализа и синтеза в решении математических задач.

Развивающие – развитие логического мышления, творческого воображения, памяти, интуиции.

Воспитательные – повышать интерес к решению задач по математике как к творческому процессу, целеустремленность, умение рационально находить выход из сложившихся проблем.

Оборудование: увертюра В. Дакшевича из фильма: “Приключения Шерлок Холмса и Доктора Ватсона” Приложение 1, картинки для слайд шоу, карточки с заданиями, костюмы для сценки, фотография загадочного сотрудника школы “Мистера Х” в 2х экземплярах Рисунок 1.

Подготовка к уроку: репетиция сценки, два капитана команд Шерлок Холмс и Доктор Ватсон готовят представление своего метода познания мира (3 мин). Класс заранее делится на две команды, и каждая команда готовит задачи для соперников на карточках.

План урока:

1) Приветствие, представление капитанов, объявление задания “Разгадать фото Мистера Х”. (7 мин)

2) Решение задач. Одна команда предлагает задачу другой, и отслеживает хот решения, если решение верно, тогда отвечающая команда получает часть фотографии (но собирать фотографию пока нельзя, до окончания всех задач). Если команда не справляется, то им дают объяснение задачи. Затем, команды меняются местами. (20 мин)

3) Развлекательная пауза сценка. (5 мин)

4) Примиряющая задача, решаемая аналитико-синтетическим методом. (5 мин)

5) Оценочно-рефлексивный этап.(3 мин)

Ход урока

1) Приветствие

На фоне музыки из кинофильма “Шерлок Шолмс и Доктор Ватсон” и слайд шоу с тематическими картинками и фотографиями. Выходит Шерлок Холмс и представляет учащимся себя и свой любимый дедуктивный метод познания. Рассказывает об анализе. (3мин) Затем выходит Доктор Ватсон и рассказывает об индукции и синтезе (3мин). После чего класс делится на две команды, предпочитая ту или иную сторону. Затем учитель говорит правила игры. Одна команда предлагает другой задачу, если та ее решает, то получает маленький обрывок фотографии “Мистера Х”. Учитель объясняет, что фотография получена с камер слежения, фотографию порвали злоумышленники-завистники. Этого человека, ищет директор школы для вручения премии, потому что он уходит из школы позже всех. (Две фотографии учителя технологии в капюшоне, порванные на несколько частей, в двух файлах для каждой из команд).

Рис. 1

2) Решение задач

Карточки задания:

Задачи команды синтеза:

  1. Длина прямоугольника 7 см, ширина 12 см. Найдите площадь.
  2. Найдите объем акварума, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 0,6 м, 0,45 м и 0,35 м.
  3. Считая 3,14, найдите площадь круга, радиус которого равен: а) 1,2 см; б) 7м.
  4. Считая 3,14, найдите площадь круга, если его диаметр равен 1,1 м.
  5. Считая =, найдите объем шара, если его радиус равен см.
  6. Найдите площадь треугольника, зная, что высота равна 11 см, а основание равно 7 см.
  7. Найдите площадь квадрата, со стороной “a”.

Задачи команды анализа:

  1. S= 48 , a=12 см. Найдите b.
  2. Бассейн, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, вмещает 750 воды. Найдите глубину бассейна, если площадь его дна равна 250 .
  3. Считая 3,14, определите диаметр окружности, длина которой равна а) 54,95 см; б) 0,2669 см.
  4. Считая 3,14, определите радиус окружности, длина которой равна 18,855 км.
  5. Считая =, определите, чему равен радиус шара, если его объем равен .
  6. Найдите высоту h треугольника, если S=37,8 , a= 14 см.
  7. Чему равна сторона квадрата площадью 64 .

3) Развлекательная пауза.

Сценка: Шерлок Холмс и Доктор Ватсон реальное следствие.

Автор: ученица 6в класса Комарова Александра.

Автор: Однажды в маленьком, но красивом городе Ставрополь, учитель математики 22-й школы Кузнецова Людмила Владимировна возвращалась домой. Вечером она зашла в свою комнату и обнаружила, что в ее шкатулке не хватало одной драгоценности, которой она так дорожила. Тем временем уважаемые сыщики: мистер Холмс и Доктор Ватсон, посиживали у себя и читали свежие новости:

Мистер Холмс: Ватсон прочитайте мне что-нибудь интересное.

Ватсон: Вот, к примеру, занятная новость Баба Яга участвует в конкурсе красоты!

Холмс: Интересно, сколько же ей лет?

Автор: Тут вошла в комнату миссис Хатсон и сказала:

Хатсон: Такие вопросы мужчинам не хорошо обсуждать! Какая разница сколько ей лет?!

Вот я например выгляжу на 100!!

Ватсон: На сто лет?!

Хатсон: Как вы могли такое подумать! На все 100%

Холмс и Ватсон: ААА...ну да..да, простите больше не будем о возрасте.

Автор: И тут их разговор прервался и зазвонил телефон.

Холмс: Ало?

Людмила Владимировна: Добрый вечер Холмс, прошу Вас помочь мне! У меня украли очень важную для меня вещь!

Холмс: Хорошо! Мы скоро будем!

Л.В.: Понимаете, я прихожу домой, захожу в комнату и вижу, что нету моего драгоценного сокровища!

Холмс: Расскажите мне, что за вещь?

Л.В.: Может это покажется глупым, но у меня украли тетради для контрольных 6 “В” класса!

Ватсон: Что за чепуха?

Л.В. Вы просто не понимаете. Это тетради настоящих гениев! В этих тетрадях таились новые научные разработки этих молодых ученых! Они изобрели эликсир молодости!

Холмс: теперь понятно, почему Баба Яга участвует в конкурсе красоты!

Ватсон: Срочно звоним в полицию! (Звонит) Инспектор Лестрейд! Срочно прошу ордер на задержание Бабы яги! Доказательства есть! И наряд ОМОНАа для подмоги! Вперед Холмс!

4) Примеряющая две команды задача, решаемая аналитико-синтетическим методом. Объясняет учитель.

Задача: Как отличаются объемы и площади поверхностей шаров, радиусы которых равны 6 и 8 см.

5) Итог мероприятия:

Командам разрешается сложить пазлы (части фотографии и назвать имя Мистера Х). Объявление лучших, поздравление капитанов, награждение, обсуждение шоу. Ответы на рефлексивные вопросы учителя:

  • Какой метод решения легче, анализ или синтез?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что узнали, чему научились?
  • Какие построим планы на будущее?

Домашнее задание: придумать или найти в доп. источниках две задачи на анализ и синтез, **задача на аналитико-синтетический метод.