Тетрадь-справочник для учащихся по русскому языку к УМК под ред. В.В. Бабайцевой (часть 1; 5-й класс)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


“Электронное пособие “Тетрадь – справочник для обучающихся по русскому языку к УМК под ред. В.В. Бабайцевой (Часть 1; 5 класс)” является результатом многолетней работы. Первый справочник был разработан в 1996 году, затем неоднократно дорабатывался при работе с каждым набором пятиклассников (минимум – 5 раз). Однако первоначально справочник был рукописным, затем принял печатный вид, наконец, в 2014 – 2015 учебном году стал электронным пособием.

Работа с теоретическим материалом, представленном в тетради-справочнике для 5 класса, на уроках и в самостоятельной работе обучающихся

В работе педагога-практика вопрос о формах и приемах работы с теоретическим материалом на уроке и в самостоятельной работе обучающихся решается постоянно. Ведь оптимальное освоение теории является залогом успеха практического применения правил. В самом деле, теория должна быть изложена научно, доступно, а вместе с тем нескучно и образно.

Создание справочника по русскому языку и его регулярное ведение с 5 класса и до окончания школы – это традиционный прием многих учителей словесности, которые прекрасно осознают, что правило необходимо регулярно вспоминать, отрабатывать его практическое применение, обобщать сведения, полученные в ходе изучения раздела и курса в целом.

В УМК под редакцией В.В. Бабайцевой есть три части: “Теория 5-9” и “Практика” и “Русская речь” для каждого класса в отдельности.

В представленном электронном пособии предусмотрено, что обучающиеся могут обратиться, при необходимости, к сведениям параграфов учебника, к дополнительной литературе по разделу.

Обычно работа с теорией на уроке строится следующим образом:

  • актуализация теоретических знаний имеющихся у обучающихся (различные варианты опроса, решение проблемной задачи, отгадывание загадок и т.п.);
  • определение темы урока, запись в рабочие тетради;
  • объяснение нового теоретического материала или самостоятельное открытие новых знаний (в зависимости от уровня подготовки обучающихся);
  • возможно первоначальное знакомство с параграфом учебника (или самостоятельное чтение по плану (1. Что было известно? 2. Что нового узнали? 3. Где и как будем применять? 4. Приведите свои примеры) или работа в группах, или поисковое чтение с ответом на составленные к параграфу вопросы);
  • возможно первоначальное знакомство с опорным сигналом справочника, стихотворным правилом или таблицей в “Практике”;
  • выбор того, что будет первичным, зависит от сложности самого теоретического материала;
  • запись эпиграфа к теме (обычно к теме раздела или к нескольким урокам).

До создания электронного пособия эта работа отнимала довольно много сил: подготовка доски, раздача папок с таблицами, запись в тетради – справочники и т.д. В электронном варианте работа значительно легче: достаточно указать номера слайдов, с которыми будем работать в конспекте урока, а тем из обучающихся, у кого есть персональные компьютеры, назвать эти номера для подготовки дома.

Кроме того, возникает возможность усовершенствования имеющихся записей, самостоятельной работы, выбора подходящего варианта, внесение личных изменений, дополнений.

Каждый раздел представлен в пособии слайдами другого цвета.

Далее начинается самостоятельная работа обучающихся по усвоению теоретических знаний:

  • подготовка домашнего задания с опорой на параграф теории и записи в справочнике, стихотворное правило учится наизусть;
  • после практической отработки правила обобщение с составлением таблицы либо выполнение творческих заданий повышенного уровня, представленных в тетради – справочнике под звездочкой;
  • обобщение изученного раздела (вопросы по теории готовятся заранее дома, ответы могут быть записаны, при ответе можно пользоваться своим справочником);
  • парная или групповая работа с кластером;
  • при необходимости проработать какую-то орфограмму, выполнить работу над ошибками указывается номер слайда, который нужно повторить;
  • эпиграфы к темам и разделам могут в дальнейшем служить цитатным материалом для написания сочинения – рассуждения и подготовки к экзаменам;
  • возможно планирование проектной деятельности с применением пособия;
  • электронное пособие позволяет развивать творческий потенциал личности, привлекать обучающихся к выполнению заданий для внеклассной работы (на занятиях клуба любителей русской словесности), систематически вести работу с одаренными детьми.

Работа с электронным пособием учитывает особенности полисенсорного восприятия информации. В конце пособия помещены физкультминутки и пальчиковые игры, что дает возможность отдохнуть и настроиться на практическую работу, помогает здоровьесбережению.

Учитывая требования к организации воспитательно-образовательного процесса, введение ФГОС ООО, надеемся на то, что материалы электронного пособия “Тетрадь – справочник для обучающихся по русскому языку к УМК под ред. В.В. Бабайцевой (Часть 1; 5 класс)” будут полезны предметникам и обучающимся, позволят избежать механического заучивания правил, сделают уроки более интересными и доступными.

Список литературы

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319 с.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994 .- 222с.
  3. Купалова А.Ю. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс/ А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова, Т.М. Пахнова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой.- М.: Дрофа, 2010.- 189 с.
  4. Панов М.В. Как преподавать лексику в школе/ М.В. Панов, В.В. Луховицкий.- М.: Чистые пруды, 2006.- 32 с.
  5. Полезные мелочи: Методические находки. М.: Чистые пруды, 2005.- 32 с.
  6. Правила в стихах// сайт Учитель словесности.- [Электронный ресурс].- URL: http ://uchitel-siovesnosti/ru/publ/zapominaem_pravila
  7. (дата обращения 01.12.2014)
  8. Практические приемы объяснения и закрепления на уроках русского языка/ Авт. – сост. Н.А. Шапиро.- М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
  9. Притула Н.П. Весёлая грамматика. Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала// Материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”.- [Электронный ресурс].- URL: http :// festival.1september.ru (дата обращения: 27.01.2011 )
  10. Соболева О.Л. Когда правила смеются.- М.: Новая школа, 1996.- 24 с.
  11. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Когда правила улыбаются.- М.: Новая школа. 1997.- 24 с.
  12. Шиве В.И. Орфография в стихах. Реализация проектной технологии в процессе изучения орфографии// Материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”.- [Электронный ресурс].- URL: http :// festival.1september.ru (дата обращения: 27.01.2011 )

5.04.2015