Открытый урок музыки «Патетическая соната Л. ван Бетховена»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

Задачи:

  • Знакомство с музыкальным жанром “соната”.
  • Знакомство с разными концертными залами.
  • Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
  • Воспитание слушательской культуры.
  • Формирование музыкальной культуры обучающихся.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

У. Меня зовут Гульшат Фаиловна. Я работаю учителем музыки в гимназии № 93, и сегодня проведу урок в вашем классе в этом прекрасном концертном зале. Давайте познакомимся друг с другом. Я задам вам вопросы, а вы на все вопросы ответите “Вот так” и покажете некоторые движения. Готовы?

Игра “Как живешь?” (пластическое интонирование).

- Как живешь? – Вот так!

- Как идешь? – Вот так!

- Как поешь? – Вот так!

- Как слушаешь? – Вот так!

Ребята, где можно слушать музыку?

Д. Ответы

У. Какую музыку вы любите слушать?

- Кто любит популярную музыку?

- Кто любит рок?

- Кто предпочитает классическую музыку?

- Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.

- С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках?

Д. Мусоргский М.П., Рахманинов С.В.

У. Они - композиторы какой страны?

Д. Они русские композиторы.

У. А вы знаете немецких композиторов?

Д. Да - Бах, Бетховен.

У. Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора.

Слушание симфонии № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”).

У. Кто автор этой музыки?

Д. Ответы.

У. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Д. Музыка Бетховена.

У. Да.

- Тема нашего урока “В концертном зале. Патетическая соната Л.В.Бетховена”. Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.

- Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.

- Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни.

- Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню. Послушайте и скажите, в чем ее особенность?

Исполнение учителем песни Г.Гладкова “Песня-спор”.

Д. Она похожа на диалог.

У. Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный.

У+Д. Разучивание песни с пластическим интонированием.

Д. Исполнение по группам (мальчики и девочки).

У. Молодцы. Теперь мы можем записать первые пропущенные слова в программе.

Д. Ученики 4 класса (запись в программках).

У. Молодцы. Вы хорошо исполнили эту песню-диалог.

У. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог, который прозвучал в Концертном зале Уфимской Академии искусств. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер у музыки?

Слушание сонаты для скрипки и фортепиано Абрара Габдрахманова.

У. Кто участвовал в диалоге?

Д. Скрипка и фортепиано.

У. Правильно. Прозвучали скрипка и фортепиано.

- А какие характеры вы услышали?

Д. Одна - резкая, быстрая, веселая.

Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая.

У. Музыка какого народа прозвучала?

Д. Башкирского.

У. Молодцы. Эту музыку написал башкирский композитор Абрар Габдрахманов. А произведение, которое мы послушали, называется соната. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.

Д. Соната для скрипки и фортепиано(запись в программках).

У. Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.

- Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.

- Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

- Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

- Мы переносимся с вами в концертный зал Берлина, чтобы познакомиться с этим великим творением. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Игра учителем темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Какое душевное состояние передает музыка?

Д. Ответы.

У. Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке?..

Слушание темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Персонажи сонаты – разнохарактерные музыкальные темы.

- Предлагаю вам послушать первую тему сонаты и охарактеризовать ее.

Игра учителем Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

- Какой у нее характер?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Какой нотный пример соответствует этой теме?

Д. Ответы.

У. Какие человеческие качества передаются в музыке?

- Предлагаю вам показать движение музыки с помощью жестов.

Слушание Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

Какие человеческие качества переданы в музыке?

Д. Ответы.

У. И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность?

Игра Побочной партии (учителем).

У. В чем особенность этой темы?

Д. Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог.

У. Молодцы.

- Покажите руками, высоту звучания музыки – в верхнем или нижнем регистре.

Слушание Побочной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

У. Какие слова передают характер вступления, первой и второй темы?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Людвиг ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная.

- Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.

Видеофрагмент.

У. Заполните пропущенные слова Третьего номера программки.

Д. Патетическая соната Л.В.Бетховена (Запись в программках).

У. Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка?

- Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря.

- Уверена, что желание слушать классику у вас будет больше после выступления нашего гостя, чей путь музыканта так же начинается на школьных подмостках.

- На сцене - Владимир Сычев, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ученик музыкальной школы № 10 города Уфа. В его исполнении прозвучит Соната австрийского композитора Йозефа Гайдна.

Выступление Владимира Сычева.

Ваши программы заполнены. Молодцы.

Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.

Приложение.

2.04.2015