Урок информатики по теме «Как устроен компьютер». 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Обучающая – познакомить учащихся с устройством компьютера и назначением основных устройств компьютера.
  • Развивающая - развитие внимания, функционального мышления школьников, приемов умственной деятельности, развитие познавательных потребностей учащихся.
  • Воспитательная воспитание интереса к изучению предмета, умения слушать друг друга.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический

Структура:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение
  3. Объяснение нового материала
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление
  6. Итог
  7. Д/З

Ход урока

Этапы урока Время, мин. Слайд Деятельность
учителя ученика
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и плана урока. 1 1 Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Сообщает тему, цель и план урока.

Приветствуют учителя стоя.

Настраиваются на работу.

II. Проверка ранее изученного материала, актуализация изученного материала
Фронтальный опрос.

Что изучает наука информатика?

Что вы знаете про информацию?

С помощью, каких органов чувств, человек получает информацию?

Какие виды и формы представления информации вы знаете?

Для чего человеку понадобился компьютер?

5 2 Задает вопросы, следит за правильность ответов учащихся. Отвечают на вопросы.
III. Изучение новой темы
Учитель:

Ребята, вами верно отмечено, что компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.

А что же такое компьютер? Как он устроен?

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с устройством компьютера, рассмотрим каждое устройство отдельно и выясним для чего нужно то или иное устройство.

12   Акцентирует внимание учащихся на том, что будет изучаться на уроке. Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Учитель:

Ребята, наверняка у вас у каждого дома есть компьютер, и вам знакомы основные устройства компьютера, назовите устройства обозначенные числами (1 - монитор , 2 - клавиатура, 3 - системный блок).

  3 Следит за правильность ответов учащихся. Называют основные устройства компьютера.

Интуитивно называют назначение устройств.

Учитель:

А может, у кого то из вас используются дополнительные устройства? Не случайно сказано, дополнительные устройства.

1-Сканер (англ. Scanner “пристально разглядывать, рассматривать”) — это устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.

2-Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям.

3-Джойстик (англ. Joystick- “ручка управления самолётом”) - представляет собой качающуюся в двух плоскостях ручку. Наклоняя ручку вперёд, назад, влево и вправо, пользователь может передвигать что-либо по экрану.

4-Графи?ческий планшет (дигитайзер) - это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.

5-Мышь - механический манипулятор, преобразующий движение в управляющий сигнал.

6-Микрофон - электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока.

7-Веб камера - малоразмерная цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.

8-Тачпад (сенсорная панель) — указательное устройство ввода, изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для считывания и ввода в ЭВМ информации, например, символьной, а также информации о координатах положения элементов и деталей, выполненных из магнитного материала, на поверхности сенсорной панели.

9-Фотокамера - устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света.

И завершающим устройством будет: клавиатура

  4 Помогает учащимся называть устройства, следит за правильность ответов учащихся.

“Подводит” учащихся к понятию “Устройства ввода” - дополнительное (периферийное) оборудование для занесения (ввода) данных или сигналов в компьютер во время его работы.

Слушают учителя, называют устройства, назначение и по возможности принцип работы.
Учитель:

Рассмотрим следующую группу дополнительных устройств. Также называем устройства обозначенные числами.

1-Принтер - печатающее устройство, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами.

2-Графопостроитель (плоттер) - устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 или кальке.

3-Наушники - устройство для персонального прослушивания звуковой информации.

И завершающим устройством будет: монитор.

  5 Помогает уч-ся называть устройства, следит за правильность ответов учащихся.

“Подводит” учащихся к понятию “Устройства вывода” - периферийные устройства, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком.

Слушают учителя и называют устройства, назначение и по возможности принцип работы.
Учитель:

Системный блок (самый главный в компьютере), в нем находятся устройство обработки (процессор).

Процессор — устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.

  6 Учитель спрашивает, кто знает, о чем идет речь, как называется это устройство?

Помогает учащимся назвать устройство, следит за правильность ответов учащихся.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Учитель:

А какие устройства памяти находятся в системном блоке? (память, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках)

Устройство для хранения данных: память:

Внутренняя (быстродействующая): постоянная (ПЗУ), оперативная (ОЗУ). Оперативная память - основная часть внутренней памяти.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера (они не удаляются при выключении компьютера).

В ОЗУ помещаются все программы и данные, необходимые для работы компьютера (информация существует только тогда, когда компьютер включён, после выключения она теряется).

Внешняя (долговременная): жесткий диск, гибкий диск, оптический диск.

Жесткий диск (винчестер) используют для хранения больших объемов информации;

Гибкий диск (дискета) используют для переноса информации с одного компьютера на другой;

Оптический (лазерный) диск (CD, DVD и др.) используют для хранения и переноса больших объемов информации.

Флешка - USB-флеш-накопитель, запоминающее устройство.

  7 Учитель спрашивает, кто знает, какие устройства хранения есть? Какие средства используются учениками?

Помогает уч-ся называть устройства, следит за правильность ответов учащихся.

Отметить, что нельзя вывести информацию непосредственно из внешней памяти, минуя внутреннюю память, а сохранить информацию во внешней памяти, минуя внутреннюю память.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Учитель:

Итак, рассмотрим следующий слайд и получим общую картину всего нами сказанного.

  8 Помогает учащимся обобщить и систематизировать знания. Проводят обобщение полученных знаний. Делятся мнениями, что узнали нового.
IV. Физкультминутка
Для проведения физкультминутки можно использовать “Супер физкультминутка для урока” с сайта http://videouroki.net 2 9 Проводит физкультминутку (Приложение 4). Учащиеся выполняют задания
V. Закрепление изученного материала
Учитель: Ребята, я хочу предложить вам задания “Найди лишнее” будьте внимательны. 12 10, 11, 12, 13 Следит за правильностью ответов. Выполняют задание устно, поясняя свои ответы.
Учитель: а теперь задания в группах “Домино” (необходимо заранее приготовить карточки).   14 Поясняет задание, следит за правильностью выполнения.

Домино 1 (Приложение 1): карточки выкладываются друг за другом.

Домино 2 (Приложение 2): карточки раскладывать на лист Домино 2.

Выполняют задание самостоятельно в группах или парах на усмотрение учителя.
Учитель:

Ребята, хорошо ли вы запомнили все устройства компьютера? Вот сейчас мы это и проверим.

Проверочная работа по теме “Как устроен компьютер”

5 15 Раздает карточки (Приложение 3) с заданием. Следит за дисциплиной.

Собирает карточки с выполненными заданиями.

Выполняют задания самостоятельно.
VI. Итог урока
Учитель:

С какими устройствами мы сегодня познакомились?

С каким видом информации работает каждое устройство?

Какие устройства компьютера относятся к основным, а какие к дополнительным.

Выставление оценок

2 15 Задает вопросы по изученной теме. Следит за правильностью ответов учащихся.

Озвучивает оценки, которые учащиеся получают за работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя.
VII. Домашнее задание
Параграф 2.1

РТ № 1-4 (стр. 54)

Конкурс рисунков на тему: “Компьютер будущего” (по желанию)

1 16 Демонстрирует последний слайд презентации “Как устроен компьютер”. Комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание.