Общественный проект Клуба юных журналистов МКОУ СОШ № 5 «Зачем надо читать?»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В настоящее время можно говорить о кризисе чтения в нашей стране. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения только 17% молодых людей называют своим любимым занятием чтение книг. Перестав читать, современная молодежь перестает анализировать, рассуждать, мыслить. Растет духовно бедное поколение. (Показан ролик “Зачем Булгаков расстрелял Лермонтова из автомата”). <Приложение1>

Изменить сразу сложившуюся ситуацию не представляется возможным, но убедить в том, что чтение – это основа развития личности, необходимо. Надо, чтобы молодежь задумалась над тем, что она теряет, отказываясь от чтения художественной, публицистической литературы. Работа над проектом призвана мотивировать их к чтению, поэтому этот вопрос интересен для юных журналистов нашего района.

Тема 1. Анализ анкетирования.

Для того чтобы узнать, что думают учащиеся о чтении, о книгах, была составлена анкета. На нее отвечали 50 человек учащихся 9 – 11 классов, из них юношей 24, девушек 26. Возраст от 14 до 17 лет. Были предложены следующие вопросы:

  1. Когда вы начали читать?
  2. Любите ли вы читать художественную литературу?
  3. Когда вы читали больше: с 11 до 15 лет или после 15 лет?
  4. Есть ли у вас домашняя библиотека? Читаете ли вы книги из нее ?
  5. Есть и в вашем доме традиция семейного чтения вслух?
  6. Какие книги предпочитаете читать: развлекательного характера (детективы, приключения, фэнтези, мелодрамы) или серьезные?
  7. Где предпочитаете получать информацию: из фильмов, книг, рассказов окружающих, учебников, компьютеров? Слайды 2-6)

На просьбу объяснить свои ответы, назвать причины, по которым чтение почти исключено из интеллектуальной жизни ребят, были получены следующие ответы: читать сегодня немодно, нет времени читать, глаза жалко, лень.

На вопрос, почему предпочитаете черпать информацию из фильмов, а не из книг, отвечали: “Сериалы, фильмы думать не предлагают, а книги...”

Такие вот мы получили материалы к размышлению. Мы поняли, что просто ответить на вопрос проекта “Зачем надо читать?” не получится. Наоборот, вопросов становилось все больше: действительно, зачем? Может, место книги занял компьютер, и книга вскоре уйдет из нашей жизни? Какую роль играла книга в формировании человечества? Все ли сегодня отказались от нее? Читают ли сегодня в семьях?

Чтобы ответить на такие вопросы, нужно было начать исследование в разных направлениях.

Тема 2. Книга в жизни великих людей. (Слайды 7-15).

Книги содержат концентрированный опыт человечества, все лучшее, что создано его гением. Они возвышают человека, обогащая его ум и сердце, расширяя кругозор, наполняя его душу любовью и сочувствием к людям.

Книга прочно вошла в жизнь великих людей; она – незаменимый помощник в строительстве их внутреннего мира, в творчестве.

Узнать, как же относились к книгам те, которые сами творили их, вот цель первого исследования. Была прослежена роль книги в жизни таких выдающихся писателей, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, М.Горький, Ж. П. Сартр, В. Набоков, А. Моруа, Э. Асмус, М. Цветаева. Изучив тему, мы поняли, что в жизни великих людей книга была источником знаний о мире, инструментом узнавания жизни, другом. Для многих она стала толчком к собственному творчеству. А.И. Герцен писал: “Книга – это духовное завещание одного поколения другому”. Надо, чтобы это завещание было прочитано, чтобы возможным стало наше общение через века с высшими умами человечества, чтобы великие писатели приняли участие в нашем воспитании.

Тема 3. Книга в жизни нашего современника. (Слайды 16-20).

Целью данного исследования было изучить, какую роль играет чтение, книга в жизни людей, которые живут рядом с нами. Мы обратились к людям интересным, много читающим. Ребята брали интервью у учителей школы, выпускников, учащихся. Общение было ярким, запоминающимся. Самые интересные высказывания представляем в проекте. Мы поняли, что человек читающий всегда найдет свое место в жизни, состоится как личность и сумеет стать нужным людям.

Тема 4. Семейное чтение – воспитание душевного родства. (Слайды 21-25).

Жизнь подсказала, что семейное чтение давно уже ушло из нашей жизни, а работа над темой исследования заставила задуматься: а хорошо ли, что в наших семьях перестали читать вслух?

Воспоминания писателя начала XX века Бориса Зайцева, воспоминания о семье Ф.М.Достоевского, рассказ дочери К.И.Чуковского о нем, воспоминания о детстве выдающегося ученого-филолога Д. С. Лихачева позволили сделать следующие выводы:

  • чтение вслух в кругу семьи дает возможность родным людям лучше узнать друг друга, позволяет проявить любовь и понимание;
  • семейное чтение может передать детям то, что дорого родителям, а значит, делает их родными не только по крови, но и по душе;
  • необходимо возрождать в современных семьях чтение вслух любимых книг.

Тема 5. Библиотека – память человечества. (Слайды 26-29).

Для раскрытия данной темы журналисты ходили на экскурсию в библиотеку. В селе Соломенском две библиотеки: школьная и сельская. Как мы поняли, наши библиотеки испытывают на себе те же трудности, что и по всей стране в целом.

Тема 6. Интернет или книга? Заменит ли компьютер книгу? (Слайды 30-33).

Данная проблема интересует многих. Давно уже в печати идут споры о том, что будет с книгой, если все большее развитие получают компьютерные технологии. Появились электронные учебники, которые помогают получить знания и проверить их тут же в компьютере. Интернет помогает выполнить любое задание преподавателя, иногда даже не вникая в его суть: текст на бумаге есть - и ладно! Молодежь много времени тратит на компьютерные игры, увлекаясь погонями, стрельбой, виртуальными победами. На книгу уже просто нет времени. Да и зачем его на нее тратить, если машина решает все проблемы!

Ответ на поставленный вопрос представлен словами американского писателя-фантаста Рея Брэдбери, Д.С.Лихачева, американского писателя-фантаста Айзека Азимова.

Исследовав различные точки зрения на проблему: умрет ли книга с появлением компьютера, мы пришли к выводу, что проблемы просто нет. Компьютер и книга – настолько разные явления нашей жизни, что их нельзя сравнивать. Компьютер, как и всякая техника, упрощает людям жизнь, помогает быстро найти нужную информацию, выполнить ту или иную работу. А книга – это часть духовной жизни человека, источник развития мировоззрения, фантазии, мудрости. Внешне она может меняться: аудиокнига, книга в электронном виде, но суть ее остается прежней.

Каждому из нас нужны и компьютер, и книга!

Объём информации растёт из года в год в геометрической прогрессии. А количество читающих людей снижается. (Слайды 34-35).

Тема 7. Национальная программа поддержки и развития чтения.

Мы поняли, что положение с чтением гораздо серьёзнее, когда узнали, что в России существует “Национальная программа поддержки и развития чтения”, которая была принята в 2006 году!

Вот выдержки из преамбулы к этой программе. (Слайд 36).

Это мнение поддерживают И.Бродский, К.Шахназаров. (Слайды 37-38).

Но почему так происходит? Оказывается, это проблем не только России, но и всего мира. Но в нашей стране по ряду причин положение ещё хуже. (Слайды 39-41).

Тема 8. Что читают те, кто читает?

По общественным опросам, читающая молодёжь становится элитой, узкой группой людей. Познакомьтесь со списком “Лучшая книга 21 века” по опросу пользователей Интернета. Что из этого списка читали вы? (Слайды 42-43).

Тема 9. Но мы оптимисты... Мы считаем, что всё ещё можно исправить, и с 41 места в мире по читательской культуре подняться выше. (Слайды 44-45).

Мы представляем читательский проект младшей группы Клуба. Оказывается, даже в очень знакомой книге можно найти много нового. <Приложение>

Предлагаем вам высказать своё мнение по этой проблеме...

А теперь вас ждёт испытание. Напишите публицистическую работу любого жанра. (Слайд 46).

Участники встречи юных журналистов сделали следующие выводы:

Изучив проблему, связанную с современным отношением к чтению, чтобы не стать последними представителями “цивилизации читающей”, мы каждому молодому человеку рекомендуем:

  • помнить, что чтение – это особый инструмент познания мира, основа формирования личности;
  • понять, что чтение никогда не устареет, его не сможет заменить никакое современное средство информации;
  • знать, что чтение без особых усилий помогает совершенствовать своё внимание, память, различные виды мышления, своё мировоззрение;
  • убедиться, что чтение может доставлять человеку ни с чем не сравнимое удовольствие;
  • прочесть главные книги русской и зарубежной литературы;
  • просить ОО Степновского района включить в учебные планы школ 1 урок внеклассного чтения в неделю;
  • просить администрацию района об открытии в Степновском районе книжного магазина, в котором любой мог бы познакомиться с новинками книжного рынка и приобрести их;
  • просить редакцию газеты “Степновские вести” ввести постоянную рубрику “Советуем прочитать” или “Сходите в библиотеку”, которую могут вести как учителя литературы, библиотекари, так и юные журналисты района.

Хочется закончить нашу встречу словами Джоан Роулинг: (Слайд 47).

Спасибо за внимание!

По результатам встречи в газету “Степновские вести” была отправлена статья-отчёт о мероприятии. <Приложение2>

1.04.2015