Системно-деятельностный подход средствами образовательной системы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Особенностью данного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Особенность метода - самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они активно включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”.

Хотелось бы рассказать, как реализуется системно-деятельностный подход в образовательной системе “Начальная школа XXI века”. Почему речь пойдёт именно об этой системе? Начнём с того, что пять авторов программы “Начальная школа 21 века” являются разработчиками нового ФГОС НОО.

Авторы программы реализовали следующие идеи:

  • Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  • Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
  • Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
  • Эти идеи полностью перекликаются с общими положениями Стандарта:

Стандарт направлен на:

  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. На выполнение данной задачи направлено содержание и структура учебного материала в учебниках.

Во-первых, учебники структурированы поурочно: порядок следования уроков определен самими авторами и не предполагает их произвольную перестановку учителем.

Во-вторых, каждый урок наполнен таким количеством рубрик, заданий и упражнений, которых хватит для работы с учениками различной степени успешности усвоения материала.

В-третьих, порядок следования и чередования рубрик и упражнений, по сути, представляет собой ход урока.

В-четвертых, все рубрики и упражнения, представленные на страницах учебника, разрабатывались авторским коллективом с учетом единой лингвистической и психолого-педагогической концепции.

В-пятых, творчество учителя представляется авторам учебника не как изменение или дополнение того, что есть в учебнике, а как максимально внимательная и вдумчивая работа с каждым из учеников класса, с тем, чтобы рекомендовать ему то задание, то упражнение из учебника, которое ученик в силу своих индивидуальных особенностей способен воспринять в данный момент урока.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода в данной образовательной системе:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы работы:

  • в начале урока мною высказываются добрые пожелания детям, предложение пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы;
  • зачитывается девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех”, “Учение – путь к умению”, “Где терпенье – там уменье” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Рубрики учебника:

  • Давай подумаем (работа со сквозными персонажами)
  • Вспоминаем пройденное
  • Вспомните: это вы уже знаете

Приёмы работы:

  • Игра “Да-нет-ка” (на уроках литературного чтения)
  • Тестирование
  • Блиц – опрос (работа с сигнальными карточками)
  • Игра “Живые звуки”, “Живые слова” и т.д.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Рубрики учебника:

  • Обсудим вместе
  • Выскажи предположение
  • Выскажи свое мнение

Приёмы работы:

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Побуждающий, подводящий диалоги;

V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

Рубрики учебника:

  • Узнаём новое
  • Обратите внимание: это важно
  • Запомни
  • Расширяем свои знания
  • Справочный материал
  • Словарь (пояснение значений незнакомых слов и выражений)
  • “Из истории математики”, “Из истории языка”, рубрики “Путешествие в прошлое”, “Этот удивительный мир”, “Жил на свете человек”, “Книжная полка”, “Картинная галерея”.

Приёмы работы:

  • Проблемное задание
  • Использование средств ИКТ (презентация, электронный учебник)
  • Работа с информацией (словари, справочники)
  • Творческие задания

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

Рубрики учебника:

  • Тандем (поработай в паре)
  • Выполни самостоятельно
  • Карточка-помощница
  • Подсказка: она поможет вам выполнить задание

Приёмы работы:

  • фронтальная работа, работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами;
  • Игра-тренинг
  • Вопросы-ответы
  • Дополни рассказ

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Рубрики учебника:

  • Выполните практическую работу
  • Проба пера: творческое задание
  • Проведи опыт
  • Этот удивительный мир
  • Для любознательных
  • Путешествие в прошлое
  • Картинная галерея

Приёмы работы:

  • Письменная самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
  • Самопроверка, самоконтроль.
  • Практическая работа (начертить виды углов, работа с фишками, разрезным материалом, работа с моделями слов)
  • Работа в печатной тетради
  • Индивидуальные задания
  • Игра (Составь алгоритм)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Рубрики учебника:

  • Проверь себя
  • Сравни свой ответ с текстом
  • Найди ошибки
  • Выполните трудное задание
  • Задание по выбору

Приёмы работы:

  • Опрос
  • Игры (Счастливый случай, Парад идей)
  • Индивидуальные задания
  • Самостоятельная работа
  • Тест
  • Работа в коррекционной тетради

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Рубрики учебника:

  • Оцени свою работу
  • Сделай вывод

Приёмы работы:

Беседа (по вопросам)

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Игра (Солнышко – тучка, смайлик и т.д.)

Таким образом, образовательная система “Начальная школа XXI века” использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

На мой взгляд, подход авторов системы “Начальная школа XXI века” к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. Процесс обучения по данной системе ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника, что позволяет ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.

Китайская пословица гласит:

“Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму”

Приложение.

Литература.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.

 2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

 4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

 5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

 6. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.

7. Кукушин В.С. “Современные педагогические технологии”. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003 г.

8. Гин А. “Приёмы педагогической техники” - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2002 г.