Программа социально-психологической подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ) «Будь уверен на все 100»

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ, ЕГЭ. Данный программа предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ, ЕГЭ в 11х классах в новой форме.

Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.

Проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Проблема подготовки к единому государственному экзамену является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией для учащихся, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Поэтому в данный момент эта проблема является наиболее актуальной. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Данная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и отдыхать.

Целесообразность программы состоит в создании условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

Цель программы: психологическая подготовка выпускников к ОГЭ, ЕГЭ.

Задачи программы:

  • знакомство возможными способами подготовки к ОГЭ, ЕГЭ;
  • повышение учебной мотивации старшеклассников;
  • повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;
  • обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
  • знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции;
  • профилактика тревожности выпускников 9, 11 классов.

При разработке программы мы опирались на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н., программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н., авторскую программу Чибисовой М.Ю. “Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями”.

Возрастные особенности: программа рассчитана на учащихся 9, 11 класса.

Режим занятий: программа имеет теоретическую и практическую части и разработана на 1 год обучения. План учебных занятий строится из расчета 1 часа в две недели; всего 18 часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы:

  • ролевые игры;
  • мини-лекции;
  • дискуссии;
  • релаксационные методы;
  • метафорические притчи и истории;
  • психофизиологические методики;
  • телесно-ориентированные техники;
  • диагностические методики.

Ожидаемые результаты:

  • повысится сопротивляемость к стрессу;
  • сформируется психологическая защищенность;
  • сформируется уверенность в своих силах;
  • формирование навыков поведения на экзамене;
  • осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • успешная сдача единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации каждым выпускником;
  • результаты единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации соответствуют потенциальным возможностям выпускников.

Оценка результатов осуществляется через мониторинг, на основе анализа документов, проведения психологического диагностирования.

Тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Теор. Практ.
1 Вводное занятие

Определение уровня тревожности у старшеклассников.

Шкала ситуационной тревожности (Методика О. Кондаша)

1 0,5 0,5
2 “Знакомство” 1 0,5 0,5
3 “Как лучше подготовиться к экзаменам”

Тест “Моральная устойчивость”

1 0,5 0,5
4 “Поведение на экзамене”

Тест “Копинг-поведение в стрессовых ситуациях”

2 0,5 1,5
5 “Память и приемы запоминания”

Тест “Долговременная память”

3 1,5 1,5
6 “Методы работы с текстом” 1   1
7 “Как бороться со стрессом”

“Стресс-тест”

Тест “Умеете ли Вы контролировать себя?”

3 1,5 1,5
8 “Как управлять негативными эмоциями”

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка

1 0,5 0,5
9 “Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания” 1 0,5 0,5
10 “Эмоции и поведение”

Тест “Эмоций”

3 0,5 2,5
11 “Самооценка”

Тест на выявление уровня самооценки

1   1
Всего часов: 18 6,5 11,5

Описание занятий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224с.
  3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120с.
  4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256с.
  5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135с.
  6. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО. 2005.
  7. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.442-444
  8. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192с.
  9. Методика “Шкала тревожности” (Кондаш О.) (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00413.htm
  10. Путь к успеху Программа психолого-педагогических мероприятий для учащихся в период подготовки к промежуточному государственному контролю (Электронный ресурс), Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-246974.html
  11. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175с.
  12. Тест “Долговременная память” (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/484-test-long-term-memory
  13. Тест эмоций (тест Баса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной) (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/27/
  14. Умеете ли Вы контролировать себя? (Электронный ресурс), Режим доступа:http://relax.wildmistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/64551f033ca5fd63c3257428002a73c3
  15. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007.
  16. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.
  17. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112с.