Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создание условий для совершенствования знаний о связи слов в предложении, развития умения находить грамматическую основу предложения.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текст, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез; сравнение, классификацию изучаемого материала;
  • строить рассуждения с помощью алгоритма.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формы речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
  • умение распознавать изученные части речи;
  • умение определять вид предложения по цели высказывания; правильно оформлять предложение на письме;
  • умение находить грамматическую основу предложения, выделять подлежащее и сказуемое, графически их обозначать.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки со словами, учебник Русский язык 3 класс Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Психологический настрой детей на урок.

- Ребята, зачем вы сюда пришли?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

*грамотно писать

*обогащать свою речь

*учимся применять свои знания на практике

*знакомимся с тем, как устроен наш язык

- Для чего мы этому учимся?

Грамотность - показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

Слайд 1. Слова мудреца.

3. Актуализация - знание с последующей мотивацией.

Слайд 2. (линованный лист с числом и классной работой)

- Откройте тетради и запишите число

- Чистописание сегодня с буквой В в

1) Словарь: ворона, воробей, соловей.

Поставить ударение, обозначить и объяснить орфограммы

Слайд 3.

- Какое словарное слово, которое мы написали, есть среди картинок? Кого вы видите среди животных?

- Как зовут мальчика (самца )? (Не путайте ворона и серую ворону)

- Какие звуки издает мышка? (Пищит)

Аналогичная работа проводится с остальными словами и картинками.

- Какого слова не хватает?

- Кто знает какие звуки издает лисица? (Охотники говорят: “Лиса лает”)

Слайд 2.

- Давайте запишем предложения. На электронной доске открывается запись предложения с ошибкой. Дети исправляют ошибки.

Доска отключается. Работа в группах.

4. Групповая работа

Детям раздаются карточки со словами, из которых они собирают предложения, а затем выкладывают их на магнитной доске.

Ворона каркнула во все воронье горло.

- Кто автор этих строк?

Проблемный вопрос:

- Почему у нас остались лишние карточки?

- Попробуйте убрать первое слово в предложении. Мысль остается?

- Второе слово предложения? Третье?

- Почему без вставленных слов не получилось предложение?

Слайд 5.

Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

Проблемный вопрос:

- Сколько их? Чем они отличаются?

- Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.

5. Постановка цели урока:

- Сегодня на уроке уточним, какие члены предложения являются главными; составим алгоритм нахождения главных членов; будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

Слайд 6.

6. Физкультминутка. (Дети показывают действия в движении (прыжки, повороты, махи руками, наклоны и др.).)

Заяц (прыгает ) Медведь (топает) Птицы (летают)
Рыбы (плавают) Скороход (бежит) Лягушка (скачет)
Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делает разные упражнения)  

Слайд 7.

Работа с правилом на стр. 62 учебника

- А может в предложении быть только один главный член?

- Может в предложении быть сразу два сказуемых? Приведите примеры.

Шторка открывается.

7. Учащиеся выполняют самостоятельную работу (упр. 3 на стр. 65)

Слайд 8.

8. Итог урока:

- А теперь посмотрим кто у нас сегодня на уроке проворонил информацию?

Дети заканчивают предложения, написанные на доске.

Слайд 9.

9. Домашнее задание: стр. 65 упр. 4

Слайд 10.

10. Рефлексия

Великий французский философ Ж.-Ж. Руссо говорил: “Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.

Слайд 11.

Благодарим за внимание!

10.04.2015