Образовательная программа дополнительного образования по предмету «История изобразительного искусства». 5-й (профильный) класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

Изучение истории изобразительного искусства  способствует развитию целенаправленного  и осмысленного познания окружающего мира. Поэтому так важно заложить теоретическую основу для такого познания. Это является претворением в жизнь системно-комплексного подхода в обучении, который способствует развитию полноценной личности с твёрдыми нравственными установками.
Программа рассчитана на учащихся профильного класса. Она построена таким образом, чтобы её освоение было доступным как для учащихся с предварительной подготовкой (окончивших основной уровень обучения), так и для учащихся, такой подготовки не имеющих.
В старшем школьном возрасте учащиеся уже владеют сравнительно объёмным багажом знаний, образов, опытом интерпретаций. Необходимо дать им  набор инструментария для того, чтобы соотнести общечеловеческий опыт в области изобразительного искусства с собственным опытом, систематизировать и обобщить свои знания.
Основной упор в программе сделан на развитие способности учащихся анализировать произведения искусства, выявляя характерные черты той или иной художественно-исторической эпохи, опираясь на особенности восприятия искусства в различные исторические промежутки.  Затрагиваются такие категории как системы пространственных построений, характер изображения, его направленность, отношение к изображению, восприятие картинной плоскости, значение выразительных средств (рисунка, цвета и т.д.) в произведении. 
Принципиально новым в этой программе является то, что учащиеся не просто ведут конспективные записи. Их основная работа заключается в составлении сравнительных таблиц  к изученным темам (самостоятельно и при помощи преподавателя). Таким образом, в процессе сравнения и сопоставления художественной формы произведений и проведения временны?х параллелей происходит формирование субъективного мнения, основанного на объективных знаниях и личном опыте. Благодаря этому реализуется личностный компонент в обучении. Поэтому к концу учебного года учащиеся будут иметь систематизированные знания, заключённые в краткие и ёмкие по содержанию тезисы, включённые в таблицы.
Подбор тем и их группировка обусловлены целевой установкой и задачами программы. Во внимание принимались только те события в художественной жизни человечества, которые каким-то образом повлияли на восприятие изобразительного искусства вообще и на характер картинного изображения в частности.
Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Ее учебно-тематический план (Приложение 1) и содержание (Приложение 2) связано с предметами художественного (рисунок, живопись, композиция) и общеобразовательного цикла (история, обществоведение, МХК). При написании программы использовались материалы книги «Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя» Сергея Даниэля [1,3] и материалы газеты «Искусство» [1,6].

Цель программы: формирование личности учащегося, способной к эмоционально – ценностному отношению к окружающему миру  и потребностью осознанного общения с произведениями искусства.

Задачи:

  • научить учащихся  владению специальной терминологией по темам и умению свободно применять термины и понятия в речи;
  • сформировать и систематизировать у учащихся понятия об изучаемой художественно-исторической эпохе, стиле и направлении;
  • способствовать осознанию роли и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития;
  • научить выявлять, анализировать и сравнивать характерные черты в искусстве различных эпох и соотносить их с личным опытом;
  • создать предпосылки для  эстетического  и нравственного воспитания учащихся.

Средства обучения

  • ТСО – компьютер, проектор/телевизор;
  • Иллюстративный материал (подбор репродукций к темам, таблицы);
  • Электронные материалы (презентации и слайды, тематические DVD-фильмы по искусству);
  • Материалы на бумажных носителях (учебники, газеты, другая специальная литература по истории изобразительного искусства, МХК).

Методические рекомендации

Согласно утвержденному учебному плану программой предполагается проведение одного одночасового занятия в неделю. Занятие проводится в малой группе от 5 человек.
Содержание программы учитывает возрастные особенности учащихся, а именно психофизиологические особенности старшего школьного возраста –  15-17 лет.
Характер занятия диктуется его местом в содержании программы и основан на сочетании групповых  и индивидуальных форм обучения. Основной метод группового обучения, предложенный программой,  – объяснительно-иллюстративный. По усмотрению преподавателя он может проходить в форме беседы, лекции, просмотра и обсуждения иллюстративного и видеоматериала. При обсуждении рекомендуется применять метод наводящих вопросов.  При этом очень важна корректная постановка вопросов, которые должны стимулировать активную познавательную деятельность со стороны учащегося, реализуя тем самым проблемно-поисковый и проектный методы в обучении. Реализации этих принципов способствует самостоятельный поиск информации и выполнение заданий по составлению сравнительных таблиц. При выявлении знаний уместно применение метода фронтального опроса. Индивидуальные формы обучения проводятся в виде помощи учащимся при выполнении практических заданий и их проверки и обсуждения.
Практические задания служат для закрепления и более полного усвоения учебного материала. Они реализуют деятельностный подход и нужны для  активного вовлечения учащихся в процесс обучения. При этом часть заданий может выполняться в виде домашней работы.

Требования к уровню подготовки учащегося

Требования к учащемуся, прошедшему курс предмета «История изобразительного искусства», предлагаемый данной программой:
иметь представления

  • о  художественно-исторических эпохах, стилях и направлениях;
  • о роли и месте человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития;
  • о развитии восприятия искусства и композиционного видения в изобразительном искусстве;
  • о творчестве художников различных эпох, особенностях их творческого метода;
  • о составлении сравнительных таблиц, планов схем;
  • об основах анализа произведения искусства;

 уметь

  • свободно оперировать понятиями и терминами, включенными в программу;
  • выявлять стилевую принадлежность произведения искусства и соотносить с художественно-исторической эпохой;
  • анализировать произведение искусства, выявляя его выразительные и изобразительные свойства;
  • воспринимать, анализировать и сравнивать характерные черты, свойственные искусству изученных эпох;
  • составлять сравнительные таблицы, планы и схемы.

Формы контроля

Основными методами контроля являются: выявление знаний учащихся в ходе беседы и обсуждения, проверка домашнего задания и практической работы. В конце года предполагается сдача экзамена в тестовой форме. Тест должен содержать различные задания, включающие прямые ответы на вопрос, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, составление анализа произведения искусства, работа с иллюстративным рядом. Одним из вариантов может быть заполнение сравнительной таблицы, подобной тем, которые были составлены в течение года.

Список литературы

для преподавателя:

  1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1984.
  3. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / Сергей Даниэль. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 206 с.
  4. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с., 32 с. ил.: ил.
  5. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д: издательство «Феникс, 2001. – 80 с.: ил.
  6. «Искусство» /Подшивка журнала за 2006-2011 гг.
  7. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. – М., 1980.
  8. Солодовников Ю.А, Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6-11 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
  9. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5-9 кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 кл. / сост. Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 191, [1]с.
  10. Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О.Е. Наделяева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198 с.

для учащихся:

  1. Белов А.М., Вязовикина К.А., Данилова А.А. и др. Искусство: научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 416 с. – (Современная школьная энциклопедия).
  2. Гримшоу К. Искусство / Серия «Мозаика знаний» / Пер. М.Смирнова. – Отпечатано в Словакии. 32 с., цв. ил.
  3. Дмитриева Н.Н. Краткая история искусства в 2-х томах (любое издание).
  4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб./Т.В.Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 368 с.: ил.
  5. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И.Г.Мосин. – СПб: ООО «СЗКЭО» «Кристалл», 2006. – 192 с., ил.
  6. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. Учеб. для 6, 7, 8 классов общеобразоват. учреждений / Ю.А. Солодовников. – М.: Просвещение, 2007
  7. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – 2-е изд.., испр. / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. М.: Аванта +, 2000. – 688 с.: ил.
  8. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков  / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. М.: Аванта +, 2000. – 656 с.: ил.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6