Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка "Лиса и тетерев"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной сказкой, способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки.
  • Развивать речь, словарный запас учащихся, учить сознательно и правильно читать, выделять главное, делать выводы.
  • Прививать интерес к народному творчеству, к народным сказкам.

Оборудование: ИКТ, карточки, рисунки, книжки.

Ход урока

I. Организационный момент

- Урок литературного чтения. Начнем с 5-тиминутного чтения.

- Орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно, как диктор.

II. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте свои загадки о животных, а мы постараемся их отгадать.

- Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и “Петушок-золотой гребешок”.

- Какой из петушков тебе больше понравился? Почему?

III. Работа над новым материалом.

- Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем говорить?

ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение 1).

- Правильно, о лисе и тетереве.

Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.

- Давайте вместе выберем для этой книги иллюстрацию на обложку.

- Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше подходит для этой сказки?

(Выбор учащихся)

- Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится ваш выбор. Молодцы.

Физкультминутка для глаз.

IV. Словарная разминка.

- Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).

Те-те-рев

Те-те-ре-ви-ный (что?)

Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)

Те-те-ре-вё-нок (кто?)

- Кто знает, что означает слово УКАЗ? (Приложение 3).

Указ - распоряжение, постановление высшей власти.

V. Первичное чтение - учителем.

- Как называет лисица тетерева, прочитайте.

- Тетеревочек, дружочек.

VI. Рассказ о тетереве. (Подготовленный ученик рассказывает про тетерева).

- Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного расскажет о нём.

ИКТ. Рисунок тетерева. (Приложение 4).

VII. Физкультминутка.

(Алёна - все о тетереве, да о тетереве, а я хочу проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку на внимание. “Делай так - не делай так”.)

VIII. Работа по содержанию.

- Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на землю?

- Притворилась глухой

- О каком указе говорит лиса?

- Что все звери живут дружно, никто никого не трогает.

- Поверил ли тетерев, что такой указ появился?

- Нет.

- Зачем он сказал лисе о собаках?

- Проверить лису, правду говорит или нет.

- Почему тетерев не просто лисе сказал о собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

IХ. Работа в группах.

- Закрепим наши знания.

Х. Защита проекта.

Ребята, какие сказки мы уже прочитали про лису?

- Лиса и рак. Лиса и тетерев.

- А знаете вы какие-либо сказки? Сейчас вас проверю.

ИКТ. (Приложение 10). Посмотрите на доску. Соедините картинки так, чтоб получилось название новой сказки. Молодцы. Их дома можете почитать. На следующих уроках поговорим, какая ещё бывает лиса.

ХI. Рефлексия.

- Ребята, мне хочется узнать, понравился ли вам урок? А кто больше из героев? Для вас я приготовила сюрприз. Выберите себе того героя, который вам больше понравился.

Дети выбирают картинки сказочных героев.