Открытое интеграционное занятие во 2-й младшей группе на тему «В поисках невидимки»

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое.

Виды детской деятельности:

- познавательная (формирование целостной картины мира);

- коммуникативная (развитие речи);

- игровая.

Цели и задачи: развить у детей познавательный интерес к проектно-исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств воздуха и причин возникновения ветра; обогащение словарного запаса детей; учить детей находить причинно-следственные связи; формировать художественно-эстетический вкус в ходе знакомства со стихотворениями С.Я.Маршака; формировать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками и умение слаженно взаимодействовать в ходе решения поставленной задачи.

Планируемые результаты: во время занятия дети с помощью простейших опытов и наблюдений знакомятся с некоторыми свойствами воздуха (бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, занимает определенный объем, проводит звуки.

Предварительная работа: чтение стихотворений С.Я.Маршака, рассматривание иллюстраций к ним; изготовление вертушек из бумаги (совместно с родителями).

Материалы и оборудование:

- раздаточный материал: полиэтиленовые прозрачные пакеты, пластиковые стаканчики с водой, пластиковые трубочки, комочки ваты, мыльные пузыри;

- демонстрационный материал: стеклянный стакан, прозрачная емкость с водой, пластиковая бутылка, воздушные шарики, два мяча, один из которых слабо накачан, музыкальные игрушки: саксофон, труба, флейта, глиняные свистульки, рожки и “язычки”;

- вертушки из бумаги;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса, когда случается что-то необычное?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: А я хочу вам сегодня показать, что чудеса находятся вокруг нас. Надо только внимательно оглядеться по сторонам, и я уверена, что вы обязательно столкнетесь с чудом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Но оказывается, нас и все предметы вокруг окружает таинственный невидимка. Кто же это?

Невидимка он, но все же
Без него мы жить не можем.
Он повсюду, он везде:
Сверху, снизу и в тебе.
Все предметы заполняет,
Легким шариком взлетает.
Кто же он? Отвечу я:
Это воздух, мои друзья!

Воспитатель: Как же доказать, что нас окружает воздух? Возьмем прозрачную пластиковую бутылку. Как вы думаете, она пустая?

Дети: Да, пустая.

Воспитатель (подзывает одного из детей): Давайте попробуем опустить бутылку в емкость с водой. Что мы наблюдаем?

Дети: Из бутылки выходят пузырьки.

Воспитатель: Это вода выталкивает воздух из бутылки. Предметы, которые выглядят пустыми (демонстрирует стакан, вазу, детские формочки), на самом деле заполнены воздухом. В этом нам поможет убедиться простой опыт. Я беру стеклянную миску с подкрашенной водой и пытаюсь опустить туда перевернутый стакан, на первый взгляд пустой. Но что-то не пускает воду в стакан. Это воздух, который находиться в стакане.

А как можно почувствовать воздух? Помашите ладонями в сторону своего лица. Что вы ощущаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы ощущаете движение воздуха, его дуновение.

Какими же свойствами обладает воздух? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите на стол. Вы видите, на нем стоит стакан. Я закрываю стакан картоном. Теперь вы его не видите. Почему?

Дети: Картон непрозрачный.

Воспитатель: А теперь я убираю картон. Вы снова видите стакан. Вывод: воздух прозрачный и позволяет видеть сквозь него все предметы.

А теперь вдохните носом воздух. Ощущаете ли вы какой-нибудь запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но если разрезать лимон или чеснок, вы ощутите их запах. (Разрезает лимон или чеснок, дает понюхать детям). Вывод: сам воздух запаха не имеет, а только доносит до нас запах разных предметов.

Воздух не имеет цвета. Как в этом убедиться? Для этого давайте попробуем поймать “невидимку”. Дети, возьмите прозрачные пакетики, откройте их, взмахните ими и постарайтесь поймать воздух-невидимку (дети “надувают” пакеты воздухом).

Вот мы его и поймали. Какого он цвета?

Дети: Бесцветный.

Воспитатель: Ребята, воздух не просто окружает нас и все предметы вокруг. Он необходим нам и всему живому. Мы вдыхаем и выдыхаем его. Как в этом убедиться? Возьмите трубочки для коктейля и осторожно опустите их в стаканчики с водой. Сделайте глубокий вдох и тихонько подуйте в трубочку. Что вы наблюдаете?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Это пузырьки воздуха. Какими еще свойствами обладает воздух? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попросим родителей помочь нам надуть воздушные шарики. Что для этого нужно сделать? Нужно вдохнуть воздух в себя, а потом выдохнуть его в шарик. Что мы наблюдаем?

Дети: Шарик становится все больше и больше.

Воспитатель: Чем больше воздуха попадает в шарик, тем он больше растягивается и может даже лопнуть, потому что воздух давит на него изнутри и хочет вырваться наружу. А теперь давайте попросим родителей отпустить шарик. Что произошло?

Дети: Шарик сдулся.

Воспитатель: Правильно! Из него вышел весь воздух.

Точно так же с помощью воздуха накачивают мячи (демонстрирует два мяча, один из которых накачан слабее; приглашает двух детей поиграть с мячами). Посмотрите, в один мяч накачали много воздуха – он твердый, упругий, хорошо скачет. Как в стихотворении С.Я.Маршака “Мяч”:

Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А второй мячик не хочет скакать – в него накачали слишком мало воздуха.

У воздуха есть еще одно свойство: благодаря ему мы можем слышать звуки музыкальных инструментов: труб, дудочек, рожков и т.д. (демонстрирует игрушечные духовые музыкальные инструменты). Услышать и увидеть это нам поможет вот такая интересная игрушка (демонстрирует “музыкальный язычок”). Давайте подуем в трубочку: воздух проходит через нее, заставляя ее звучать, и расправляет язычок.

Воспитатель: А теперь давай те познакомимся еще с одним свойством воздуха. Возьмите у себя на столах кусочки ваты - пушинки. Подбросьте их и вы увидите, как они медленно опустятся вниз.

А вот если вы подуете на них, то они долго будут кружиться в воздухе, потому что на них будет давить воздух.

А сейчас возьмите в руки вертушки, которые вы сделали вместе с родителями. Давайте побегаем с вертушками в руках. Что происходило с вертушками, когда вы бежали?

Ответы детей: Вертушки крутились.

Воспитатель: А почему они крутились? Потому что, когда вы двигались, воздух давил на лопасти вертушек и заставлял их крутиться. Значит можно заставить воздух работать на человека.

Сегодня мы многое узнали о воздухе-невидимке.

Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше занятие. Мы с вами узнали, что нас окружает воздух, он находится повсюду, что он бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, позволяет нам слышать звуки. Конечно, не все тайны нашего “невидимки” мы узнали, но о них вы узнаете, когда станете постарше.

А на память об этом занятии я хочу сделать вам подарок. Догадайтесь: что это такое?

В мыльной водице он родится.
Воздухом надуешь — в шарик превратится.

Ответы детей: Мыльные пузыри.

Занятие заканчивается вручением подарков (мыльных пузырей).