«Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них». 8-й класс

Разделы: Русский язык


План урока

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объявление темы и целей урока
  4. Закрепление материала
  5. Домашнее задание

Задачи:

- образовательная:

1) закрепление знаний об обособлении определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями;

2) совершенствование умений правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными распространёнными и нераспространёнными определениями;

3) правописание Н и НН в причастиях и прилагательных; согласование причастий и причастных оборотов;

- развивающая : развивать пунктуационную зоркость, речь, память, логическое мышление, внимание, волю, эмоции;

- воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, таблица “Обособление определений и приложений”, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

- Учащиеся читают предложения, выписанные из упр.298 в таблицу

- Какие графы вам не удалось заполнить?

- Запишите предложение Тишина на рассвете ,такая редкая в Москве, только усиливала его волнение.

- Назовите грамматические условия обособления согласованных распространённых определений

3. Объявление темы и целей урока

Презентация слайды № 1, 2

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки постановки знаков препинании я в предложениях с согласованными распространёнными определениями

4. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант

1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. 2. В воздухе кружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 3. На лес, озябший т нагой, вдруг упадут сырые снегопады. 4. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.

Индивидуальная работа с карточками

№1

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их.

1.Ссердитый на вид он был добряк в душе.

2. Благословенна русская земля открытая для доброго зерна.

3. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться.

4. Осенённая реющей влагой распустила ты пряди волос.

№2

Расставьте и графически объясните знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы.

Утомлё....ый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

2. Из угла комнаты на неё смотрели два глаза (не) подвижные огне... ые.

3. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчая... ой рукой терновник спута...ый плющом.

4. В кристалл холодный убра...ы сады внезапно занесё... ые метелью.

2) Исправление ошибок

Презентация слайды №3

Укажите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их и выпишите эти предложения, обозначьте пунктограмму.

1.Разгоревшийся на ветру костёр тушили очень недолго.

2. Рассеянный и неспособный, он постоянно подвергался наказаниям.

3. Где-то невидимая глазу журчит вода.

4. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

5. Ты молодой и сильный должен идти впереди.

Проверка

Презентация слайды №4

3) упр. 302

Класс выполняет устно. Затем несколько учеников выполняют эту работу на оценку

4) Конструирование предложений

Презентация слайды №4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Серебря....ые часы(лежащий рядос со стари...ым оружием) красивые и изыска....ые тускло поблёскивали.

Единстве...ая це...ая улмка против (непойма...ый преступник) была легкомысле...о упуще..а сотрудниками (следстве...ая группа).

Преступник оставил свои отпечатки не на дверце (бронирова...ый сейф), а на (приотворё...ая дверь) сте...ого шкафа.

5) Работа с текстом.

Запишите текст под диктовку.

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное.

- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

- Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.

- Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.

- С помощью каких ещё художественных средств автор рисует удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.

5. Домашнее задание.

Упр.300 или 306 (по выбору)

6.05.2015