Золотой век классической гитары

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычное занятие – презентация-концерт.

Мы поговорим с вами о тех людях, без которых трудно представить музыку для нашего инструмента, для гитары. Мы узнаем, где они жили и творили, послушаем их музыку в записи и в вашем исполнении.

Как часто изучая очередную пьесу, мы не задумываемся, кто ее автор, когда и где он жил, чем занимался, кроме гитары и т.д. Мы ограничиваемся очень краткими сведениями: годы жизни, страна, вот, пожалуй, и все. Но, если задуматься, эти композиторы были, прежде всего, людьми. Они жили, писали музыку, гастролировали, заставляли слушателей переживать и чувствовать, восхищаться чудесным исполнением и замечательным инструментом – гитарой. Многие из них незаслуженно забыты и произведения, написанные ими, уже не удастся восстановить. Но осталось и дошло до нашего времени огромное наследие композиторов классиков гитары, живших в XIX-начале XX вв. С их произведениями мы знакомы, каждый обучающийся класса гитары воспитывается на их музыке.

В XIX выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей-виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для неё. В числе первых новаторов подъёма гитарного искусства века девятнадцатого были испанские гитаристы – блестящие виртуозы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо. Благодаря возросшим техническим и выразительным возможностям гитара в первые десятилетия века становится предметом повсеместного увлечения. Вся Европа охвачена “гитароманией”. Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, в большинстве своем выходцы из Испании или Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн. Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Луиджи Леньяни.… Этим музыкантам удается поднять гитару на уровень профессионального инструмента.

Прежде всего, необходимо отдать должное Фернандо Сору за создание нового гитарного репертуара. По утверждению  Сеговии Сор лучший гитарный композитор XIX века – сегодня нет ни одного гитариста, в репертуаре которого не было бы его сочинений. Фернандо Сор родился в Барселоне. Это был человек с интересной биографией. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца, музыкальное образование получил в католическом монастыре Монсеррат, а затем учился в военной академии Барселоны. В 13 лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 18 – написал оперу. После этого Сор неожиданно стал чиновником в Мадриде. Когда Испания в 1808 году была захвачена армией Наполеона, он начал писать патриотические песни, но уже в 1810 году смирился с положением дел и занял административный пост под покровительством французов. В 1813 году французские войска были изгнаны из Испании, а Сор уехал в Париж, где стал преподавателем музыки и исполнителем на гитаре. Потом он перебрался в Лондон и начал писать музыку для балетов. Четыре из них были поставлены, в том числе “Золушка”.

Фернандо Сор был первым гитаристом, удостоившимся выступить в Лондонском филармоническом обществе. Английская пресса утверждала, что он “удивлял аудиторию своим несравненным исполнением”. Будучи известным композитором и артистом, после прошедших с блеском концертов в Париже и Лондоне, Сор в 1824 году приезжает в Россию. Его сопровождает жена – известная балерина Фелицата Гюллень-Сор. В Москве супруги проводят два года, находясь в центре музыкальной жизни. Ко дню коронации Николая I Сор сочинил балет “Геркулес и Омфала”, в котором выступила и Гюллень-Сор. Сор выступает и как гитарист-солист. В память о пребывании в России он написал “Воспоминание о России” для дуэта гитар, где использует мелодии русских песен. Вернувшись во Францию в 1826 году, музыкант поселяется в Париже, где знакомится со своим знаменитым соотечественником Дионисио Агуадо. Он продолжает вести концертную деятельность. Через год публикуется его “Трактат о гитаре”. Исполнительские достижения Сора были связаны с его техническими нововведениями, принятыми сегодня всеми гитаристами: широкое использование приёма барре, обеспечивающего свободное пользование тональностями, новая постановка левой руки, открывшая возможности технического совершенствования. Его произведения раскрывали богатейшие возможности гитары. Именно этим сочинениям с их мелодической щедростью, изяществом, классической ясность форм принадлежит значительная роль в подъёме гитарного искусства XIX в. На формирование стиля Сора оказали серьезное влияние композиторы венского классицизма, прежде всего Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт.

Обучающийся 5 класса исполняет произведение Ф.Сора “Рондо” D-dur

Дионисио Агуадо Гарсия родился 8 апреля 1784 года в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже, где и учился играть на гитаре у падре Басилио. Жизнь Д. Агуадо небогата внешними событиями. В 1803 году он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живёт долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой. Агуадо добился успеха не слишком быстро – до 1824 года его имя не привлекает большого внимания. В 1820 году в Мадриде выходит его “Сборник этюдов для гитары”, в 1825 этот сборник уже в переработанном виде был издан опять в Мадриде, как “Школа игры на гитаре”, предназначенная для инструмента с шестью одинарными струнами. Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило ценность и до наших дней. Покинув Испанию, Агуадо в 1825 году переезжает в Париж, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Талант Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекли к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты. Он был дружен с Россини и, конечно, со своим соотечественником Фернандо Сором, он знакомится с Беллини, Паганини и многими известными артистами своего времени. Вскоре приобретает славу блестящего виртуоза и начинает, так же как и Сор, концертировать в Европе. Следуя традиции, он воспитывает учеников. В 1838 году Агуадо возвращается в Испанию и до конца своей жизни продолжает заниматься педагогической деятельностью. Шумный Мадрид не заметил, что 20 сентября 1849 года этого замечательного гитариста не стало.

Обучающийся 2 класса исполняет пьесу Д.Агуадо “Вальс” A-dur

Маттео Каркасси – итальянский классический гитарист и композитор.  С детских лет он упорно занимался гитарой. Каркасси начал концертировать в 1810 году, благодаря своим исключительным способностям, уже после первых выступлений завоевал славу очень хорошего гитариста. Обладая непоседливым характером и жаждой новых успехов, он предпринимает свое первое зарубежное турне в Германию, где знакомит публику со своими первыми сочинениями, право издания, на которые добиваются многие немецкие издательства. Увенчанный лаврами за границей, он возвращается в Италию, желая завоевать сердца своих соотечественников, и после многочисленных концертов добивается успеха. Это укрепляет его в желании поехать в центр всеобщего музыкального притяжения – в Париж. В 1820 году Каркасси обосновывается в Париже, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Его исполнение, отмеченное блестящей виртуозностью и элегантностью, пользуется большой популярностью среди французской публики. Каркасси исполняет собственные сочинения, в основном фантазии и вариации на темы опер Обера, Герольда и Россини. Гитарист успешно концертирует в Лондоне, а также в различных городах Германии. Вдохновляемый желанием слышать аплодисменты все новой публики, он уезжает в Англию, где с первых концертов привлекает заинтересованное внимание знатоков. С этого времени ему сопутствует постоянный успех, он непрерывно выступает то в Лондоне, то в Париже, как концертный исполнитель и преподаватель гитары для самой изысканной публики. В апогее славы он возвращается в Париж, где в это время выступает его соотечественник Фернандо Карулли, пользовавшийся всеми преимуществами знаменитого гитариста, композитора и преподавателя. На его концерты очень большой спрос, право издания его сочинений оспаривают друг у друга основные европейские издательства. Карулли единолично царит в то время в Париже в широких музыкальных кругах, но скоро о своем гении заявляет неистовый молодой Каркасси; как исполнитель и композитор, он превосходит Карулли, звезда которого постепенно закатывается, на что повлияло введение Матео Каркасси новых для гитарной техники приемов. Карулли, достигшего преклонного возраста, уже не так охотно, как раньше, слушают, в то время как его соотечественник, обладающий более современным, мелодичным, с различными гитарными приемами, стилем, играет с удивительной легкостью и завоевывает бесспорное восхищение публики, что послужило причиной эмоциональной и болезненной артистической дуэли двух гитаристов. Победитель Каркасси становится артистом аристократических салонов знати, стремящейся овладеть искусством владения гитарой. Многочисленные его сочинения входят в репертуар современных исполнителей.   Его этюды для гитары сохранили свою актуальность и художественную ценность до наших дней, считаясь классическими. Каркасси скончался в Париже 16 января 1853 года.

Обучающийся 3 класса исполняет произведение М.Каркасси “Этюд №2” ор.60

Наполеон Кост – крупнейший французский гитарист XIX века. Большая часть его сочинений написана для гитары, однако ряд произведений предназначен для гобоя: композитор написал их специально для своего друга Шарля Луи Трибера, профессора Парижской консерватории, с которым часто и исполнял их в ансамбле. Кост был одним из первых, кто начал перекладывать для исполнения на гитаре сочинения XVII—XVIII веков, написанные для лютни. Стиль собственных произведений композитора находится под влиянием Сора и основан на идеях романтизма. Кост играл как на обыкновенной шестиструнной гитаре, так и на новых экспериментальных моделях инструментов. Наполеон Кост родился в семье капитана французской армии, бонапартиста по убеждениям, и получил своё имя в честь императора. Юный Кост начал обучаться игре на гитаре в возрасте шести лет под руководством матери, которая сама неплохо играла на этом инструменте. Быстро достигнув успеха, он начал давать концерты и заниматься педагогической деятельностью. В 1830 году Кост приезжает в Париж, где также завоевывает большую популярность и знакомится со многими известными гитаристами того времени. Вскоре Коста признают лучшим гитаристом Франции, но с конца 1830-х годов интерес к гитаре в обществе заметно падает, и гитаристы, в том числе и Кост, вынуждены зарабатывать на жизнь другим путём. Несмотря ни на что, он продолжает сочинять, а в 1856 году получает вторую премию на конкурсе гитарной композиции в Брюсселе, организованном Н. Макаровым, русским гитаристом, за “Большую серенаду” (первую премию получил Йохан Каспар Мертц). В 1863 году после падения с лестницы Кост сломал себе правую руку и вынужден был отказаться от исполнительской карьеры. Устроившись на гражданскую службу, он продолжил сочинять и преподавать. Скончался Наполеон Кост в 1883 в Париже.

Обучающийся 4 класса исполняет произведение Н.Коста “Рондолетто”.

Мауро Джулиани родился 27 июля 1781 в Бискелье. Итальянский гитарист, в молодости изучал гитару, виолончель и флейту, однако со временем посвятил себя исключительно игре на гитаре. В 18 лет он начал давать концерты, сначала в Италии, затем во Франции. В 1806 г. прибыл в Вену, где преподавал гитару и выступал с концертами.  С игрой на гитаре он выступал на таком концертном уровне, что даже такие выдающиеся венские музыканты, как Гуммель, Мошелес и Гайдн вместе с ним давали концерты.  В 1819 г. Джулиани вернулся в Рим, где выступал в концертах вместе с Россини и Паганини. В 1823 г. он воспользовался покровительством правителей королевства Сицилии и поселился в Неаполе, где жил до конца жизни в 1829 году в Неаполе. Как виртуоз Джулиани был самым выдающимся представителем своей эпохи. Его интерпретация отличалась индивидуальным художественным темпераментом, который всегда вызывал восхищение и энтузиазм слушателей. О его гитаре Бетховен однажды сказал, что она – маленький оркестр. Его творчество ярко отображает музыкальную среду, в которой Джулиани получил признание своего мастерства, в частности, венская музыкальная жизнь накладывала отпечаток на жанры и характер его произведений. 

Обучающийся 5 класса исполняет произведение М.Джулиани “Этюд №13”

Мертц Йохан Каспар – австрийский гитарист, был наиболее лиричным гитарным композитором середины XIX века. Родился в Прессбурге (ныне Братислава, Словакия) 17 августа 1806 года. Около 1840 года уехал в Вену, где скоро приобрел славу величайшего гитариста. Совершил артистическое турне в Польшу, Германию, Россию. В 1856 году на международном конкурсе, организованном в Брюсселе русским гитаристом Н.П. Макаровым, был удостоен Первой премии за пьесу “Концертино”. Во время болезни в 1842 году он чуть не умер из-за передозировки стрихнина, но, к счастью, ему удалось поправиться и он прожил еще 14 лет и скончался 14 октября 1856 года. Произведения Йохана Мертца были собраны и сохранены для будущих поколений стараниями его жены Жозефины Плантин, концертирующей пианистки, выступавшей вместе с мужем. Известный русский гитарист-концертант Николай Петрович Макаров (1810-1890) считал, что в музыке Мертца есть все: “богатая композиция, высочайшее знание музыки, превосходное развитие идеи, единство, новизна, великолепие стиля, отсутствие тривиальных выражений и многообразие гармонических эффектов”.  Значительное влияние на творчестов Й.К. Мертца оказали Мендельсон и Шуман. В Словакии ежегодно, на протяжении уже почти 30 лет, проводится Международный гитарный фестиваль и конкурс им. Й.К. Мертца.

Обучающийся 4 класса исполняет произведение Й. Мертца “Ноктюрн”

Фердинанд Карулли – итальянский гитарист, педагог и композитор, родился в богатой семье в Неаполе. Карулли, в детстве обучался игре на виолончели у местного священника, однако в возрасте шестнадцати лет заинтересовался гитарой и начал самостоятельно её осваивать. Разработав собственный стиль исполнения, Карулли через некоторое время достиг значительных успехов и начал давать концерты в Неаполе, вскоре заслужив славу лучшего гитариста Италии. В 1801 году музыкант женится на француженке и уезжает в Париж, где продолжает активную концертную и композиторскую деятельность. Красивый тон, чистота и беглость в игре на гитаре обеспечили ему успех в Париже, где он стал любимцем салонов. Музыкальные критики писали, что Карулли был первым музыкантом, открывшим для парижской публики возможности гитары как серьёзного концертного инструмента. Карулли много сочинял для гитары, его произведения пользовались большой популярностью и были изданы в Аугсбурге, Вене, Гамбурге, Милане. В 1811 году создал “Полную школу игры на гитаре” - первое в истории крупное учебное пособие такого рода. В качестве исполнителя у Карулли практически не было конкурентов, кроме Маттео Каркасси, который, хотя и пользовался одобрением публики, но не имел такой популярности. В 1826 году Карулли с помощью парижского музыкального мастера Рене Лакота сконструировал и запатентовал необычный инструмент – десятиструнную гитару, названную им “декахордом”, для которой также написал учебное пособие.

Обучающийся 2 класса исполняет произведение Ф. Карулли “Вальс”.

Луиджи Ринальдо Леньяни – итальянский классический гитарист, певец (тенор), композитор и музыкальный мастер. С 8 лет учился игре на скрипке, играл в оркестрах, однако принял решение посвятить себя гитаре и пению.  Как певец дебютировал в Равенне в 1807 году, и в дальнейшем выступал как исполнитель партий в операх Россини, Пачини, Доницетти. С сольными концертами на гитаре начал выступать с 1819 года. В этом же году публикует в Милане свои произведения. Три года спустя, в 1822 году предпринимает турне по Европе. В Вене он был принят с восторгом. Его исполнительское искусство сравнивали с игрой Мауро Джулиани. В дальнейшем Леньяни ещё неоднократно посещал этот город, и каждый раз пользовался большим успехом. Гастролируя по Италии, Германии, Швейцарии, Леньяни познакомился со многими известными музыкантами, в том числе с Никколо Паганини, который назвавал его “одним из лучших гитаристов современности”. В 1835 Луиджи Леньяни с Паганини дает вместе несколько концертов. В начале 1850-х Леньяни прекратил исполнительскую карьеру, поселился в Равенне и занялся изготовлением гитар и скрипок.  Его инструменты пользовались популярностью, многие мастера копировали их вплоть до конца XIX века. Леньяни является автором более 250 сочинений для гитары. Скончался Леньяни в своем собственном доме в Равене 5 августа 1877 года.

Обучающийся 3 класса исполняет пьесу Л. Леньяни “Каприс №1”

К середине девятнадцатого века после многих усовершенствований основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. 50-е годы XIX века отмечены спадом гитарной лихорадки. За исключением Англии, где гитара по-прежнему пользуется успехом, в остальной части Европы она вытесняется фортепиано. Для гитары наступает время упадка. Выступления гитаристов привлекают все меньше и меньше слушателей. Общественное мнение резко меняется: пойти на концерт гитариста означало явить низкий вкус. Гитару стали считать неблагородным инструментом, отвернулось от нее и большинство композиторов. Мало-помалу гитара во всех странах, разве что кроме Испании, ушла с концертных подмостков. К счастью, период упадка длился всего несколько десятилетий. А затем начался стремительный расцвет. И начало расцвета в первую очередь связано с именем Франсиско Таррега-и-Эмшеа – испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте. В 1862 году Франсиско Таррега начал учиться игре на гитаре у Хулиана Аркаса.  Достигнув некоторых успехов, Таррега смог приобрести в 1869 году гитару работы мастера Антонио Торреса, а в 1874 поступить в Мадридскую консерваторию в классы фортепиано и композиции, гитара в консерватории не преподавалась. В 1880 году Таррега окончил консерваторию и начал карьеру концертирующего гитариста, начало которой положил его сольный концерт в мадридском театре “Альгамбра”, прошедший с огромным успехом. Занимаясь на гитаре по нескольку часов в день, он виртуозно овладел всеми найденными до него приемами игры и разработал собственные. Таррега пришел к выводу, что не раскрыта широчайшая звуковая палитра гитары, а ведь тембровая окраска звука, тончайшие звуковые нюансы важны так же, как техника исполнения. По-новому осмыслив гитару, он способствовал тому, что она вновь обрела заинтересованных слушателей и стала концертным инструментом. После концертов Таррега в Лондоне, Париже, Лионе, музыкальные критики назвали его “Сарасате гитары”. После женитьбы в 1882 году Таррега живет в Барселоне, где занимается педагогической, концертной и композиторской деятельностью. В Барселоне сформировались творческие союзы Таррега с Энрике Гранадосом и Исааком Альбенисом, многие их сочинения он переложил для гитары. На рубеже XIX—XX веков гитарист давал многочисленные концерты в Испании, но в 1906 году после инсульта у него наступил паралич правой половины тела. Несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности, полностью выздороветь ему так и не удалось.   Среди учеников и последователей Таррега – Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Эмилио Пухоль, сам стал впоследствии крупнейшим педагогом гитары, профессором консерваторий в Барселоне и Лиссабоне, автором книги о своем учителе и, самое главное, автором серьезнейшей школы игры на шестиструнной гитаре, которая была построена на принципах техники Тарреги. Высоко ценил мастерство Таррега Андрес Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Обучающийся 4 класса исполняет произведение Ф. Таррега “Мазурка”

Эмилио Пухоль Виларруби родился 7 апреля 1886 года около испанского города Lerida, в маленькой деревне с именем Granadella. Эмилио Пухоль Виларруби – один из самых известных учеников легендарного гитариста Франсиско Тaррега. Считается виднейшим представителем гитарной школы двадцатого столетия. Оценивая его сольные концерты в Испании и за рубежом, музыкальные критики двадцатых годов ставили Пухоля в один ряд со знаменитыми актерами. Пухоль начал свои занятия музыкой с изучения сольфеджио в возрасте пяти лет. Его учителем стал руководитель местного крестьянского оркестра. В 1897 Пухоль начал учится игре на бандуррии. В 1901 году пятнадцатилетний Пухоль начал обучаться у Франсиско Таррега. Обучение Пухоля продлилось, до 1907 года, серьезное заболевание Таррега помешало последующим занятиям. С 1912 по 1929 годы концертная деятельность Пухоля проходила преимущественно в Западной Европе. В связи с Первой мировой войной, он мало путешествовал и главным образом оставался в Каталонии, но в начале 1918 года он предпринял тур по Южной Америке, начинавшийся с Буэнос-Айреса. С 1935 до 1940 Пухоль продолжал устраивать концерты и лекции в Испании, Лондоне и Париже. В 1946 Пухоль открывает высший класс гитары в Лиссабонской Консерватории Музыки. Это первый случай включения гитары в курс академического учреждения. Барселона стала последним пристанищем этого замечательного гитариста, педагога и историка. В противоположность своему современнику Андресу Сеговии, игравшему исключительно ногтями, Пухоль придерживался техники Таррега, предпочитавшего извлекать звук подушечками пальцев, достигая более мягкого, но и более ограниченного по тембру звучания. Наследие Пухоля включает в себя множество оригинальных сочинений и переложений для гитары, а также “Школа игры на гитаре”, неоднократно переизданная и не потерявшая своей ценности по сей день.

Обучающийся 2 класса исполняет произведение Э. Пухоля “Этюд”a-moll

Сегодня мы кратко познакомились с жизнью и творчеством великих классических гитаристов-композиторов, давших толчок для такого мощного развития исполнительского искусства на гитаре, которое мы наблюдаем в наше время. Закончить наш урок мне хочется словами известного испанского гитариста, композитора, преподавателя и историка гитары XIX – начала XX вв. Доминго Марсаля Прата (1886-1944): “Гитара – один из самых великих и прекрасных инструментов, с созвучиями, дающими ей абсолютную независимость, и в отличие от других инструментов она самодостаточна”.

Список используемых ресурсов.

  1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1996.
  2. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
  3. Сор Ф. Школа игры на шестиструнной гитаре
  4. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара. – М., 1991
  5. http://akkordy.online.ua/ukr/uprazhneniya/istoriya-akusticheskoy-gitary/
  6. http://redigo.ru/geo
  7. http://www.mygitara.ru/guitarist/
  8. http://enc-dic.com/search/?searchid=1913655&text
  9. http://www.lute.ru/guitar/persons_classics.htm