Программа кружка «Психология общения». 5–7-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа кружка “Психология общения” для детей, обучающихся в 5-7 классах, составлена на основе уроков психологии, написанных школьным психологом и психологом Московского тренинг-центра “Синтон” Юлией Зузенок, а также на основе уроков психологии в средней школе (5-6 классы) Хухлаевой О.В.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения и тренинги.

Модификация данной программы состоит в интеграции двух программ и внесении в программу практической части (тематические и игровые тренинги, самодиагностика и рефлексия), а также в изменении содержания и наполнения тем (новые упражнения, игры, тесты).

Цель программы:

  • помочь школьникам освоить коммуникативные умения и навыки;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стать более гибкими в общении;
  • научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние;
  • стимулировать процесс самосознания и самопонимания.

Задачи программы:

  • формирование сплоченного доброжелательного коллектива, находясь в котором дети почувствуют себя комфортно и защищено, смогут раскрыться психологически;
  • создание условий для самоанализа учащимися собственного “Я-образа”, развития рефлексии, навыков внимательного отношения к другому человеку, а также повышение уровня самопринятия;
  • создание условий для формирования навыка эффективного общения, умения анализировать конфликтные ситуации и находить их конструктивное решение.

В результате у школьников должны быть развиты навыки общения и социальной адаптации, выражающиеся:

  • в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
  • в обучении умению сотрудничать;
  • в снижении уровня конфликтности;
  • в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
  • в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;
  • в формировании потребности самоизменения и личностном росте.

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут анализировать и оценивать общение, а именно:

  • корректность речевого поведения;
  • уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.

Научаться общаться при решении риторических задач, в частности:

  • ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);
  • уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Вид контроля

Формы промежуточного контроля знаний, умений, навыков: наблюдение; беседа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Кол-во часов
1 Я и моё имя 2
2 Позиции в общении 1
3 Стратегии в общении 1
4 Виды общения 1
5 Как научиться общаться лучше 1
6 Качества, важные для межличностного общения 2
7 Знаки внимания при общении 2
8 Конфликт: способы поведения в конфликте 1
9 Конфликт, конструктивное решение 1
10 Конфликт как возможность развития “Я” 2
11 Мои права и права людей 1
12 Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга 2
13 Эмпатия. Обратная связь 1
14 Обратная связь в общении. Открытость, искренность, “общение без масок” 2
15 Гибкость. Комбинантность (учимся понимать себя и других) 1
16 Конгруэнтность. Ресурсное состояние (учимся управлять собой) 1
17 Как узнать другого человека и легко с ним общаться 1
18 Навыки НЛП в общении 1
19 Как мы воспринимаем окружающий мир 1
20 Правила ведения дискуссии 1
21 Психологические особенности публичного выступления 1
22 Фильтры “Я-слушания” как способ существования различных частей личности 1
23 Поддержка 1
24 Сенсорная острота 1
25 Я повзрослел: роль агрессии в развитии человека 1
26 Уверенность в себе и ее роль в развитии человека 1
27 Кто в ответе за мой внутренний мир 1
28 Заключительное занятие: обратная связь и рефлексия 1
Итого: 34

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - СПб., 1996
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992
  3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997
  4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, М., 1997
  5. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997
  6. Зузенок Ю. Уроки психологии в школе (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.psylesson.ru
  7. Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Прометей, 1991
  8. Изард К. Эмоции человека. М., 1980
  9. Классные часы: 5 класс / А.В. Давыдов. – М.: ВАКО, 2010
  10. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001
  11. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 1998
  12. Наумова Ж.Л. Упражнения по коррекции общения среди младших школьников (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/49/30116/
  13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000
  14. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.: Айрис пресс, 2003
  15. Фопель К. Энергия паузы. - М., 2004

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012. – 424с.
  2. Токарева В.С. Нам нужно общение. – М.: АСТ, 2008, - 480с.
  3. Энциклопедия для детей. Том 18, часть 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М., 2002.

10.05.2015