Урок окружающего мира «Новые знания о человеке». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель. Показать учащимся достижения науки XIX - XX веков в познании человека.

Предметные задачи.

  • Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове.
  • Установить роль нервной системы в познании окружающего мира и приспособляемость к нему.

Метапредметные задачи.

Создать условия для развития у учащихся:

- интереса к познанию нового;

- умения сохранять и выполнять учебную задачу;

- умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- умения работать в паре;

- умения работать с информацией (получать информацию из различных источников, фиксировать в различных формах, использовать её для решения познавательных задач, обобщать её);

- умения обсуждать ход выполнения работы и полученные результаты.

Оборудование.

  • Учебник “Окружающий мир”, 4 кл., 2 ч. (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), 2013; рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику “Окружающий мир” (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), 2013; презентация по теме урока.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Каким событиям XIX - XX веков был посвящён прошлый урок?

Дети: Развитие науки и техники.

Учитель: Проверим выполнение заданий из рабочей тетради по данной теме.

Запишите средства передвижения по воде в порядке их освоения человеком: колёсный пароход, бревно, парусник, плод, танкер, лодка, ледокол (слайды 2- 9).

Дети: Бревно —> плод —> лодка —> парусник —> колёсный пароход —> ледокол —> танкер

Учитель: Рассмотрите рисунки механизмов. Какие свойства воздуха использовал человек при их создании? (слайд 10)

Дети: сжимаемость и упругость воздуха, тёплый воздух легче холодного.

II. Создание условий для введения в тему урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы узнали о великих достижениях в области науки и техники. Но тайной оставался сам… Как вы думаете, кто?

Дети: Сам человек.

Учитель: Тема урока “Новые знания о человеке” (слайд 11).

Учитель: Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке?

Дети: Человек. Его нервная система.

Презентация.

III. Открытие нового знания

Учитель: Нервная система очень долго оставалась тайной для врачей и учёных. Они не могли ответить на вопросы, как мы воспринимаем мир, почему видим, как мыслим, запоминаем, от чего зависит речь. И только в XIX - XX веках учёные стали находить ответы на эти вопросы.

Посмотрите на портрет (слайд 12). Перед вами портрет великого учёного Ивана Петровича Павлова, который вместе с Иваном Михайловичем Сеченовым исследовал человеческий мозг.

Учитель: Прочитайте о И.П.Павлове на стр. 24.

Дети самостоятельно читают текст.

Учитель: Приведите примеры, доказывающие то, что учёный Павлов был необыкновенным человеком.

Дети: Около 90 лет прожил Иван Петрович Павлов.

Дети: До конца жизни он занимался гимнастикой и ездил на велосипеде.

Дети: Это единственный учёный, который удостоился 132 наград.

Учитель: Чему были посвящены его исследования?

Дети: Его работы были посвящены исследованию нервной системы и, в частности, функций головного мозга.

Дети: За свои многочисленные труды в области кровообращения и пищеварения он был награжден Нобелевской премией.

Учитель: На прошлом уроке говорили о развитии промышленности. Какие новые внешние воздействия на органы чувств человека появились при этом?

Дети: С развитием промышленности на человека стали воздействовать запахи, которых нет в природе, звуки, которые издают разные приборы; продукты питания, разнообразные по вкусу...

Учитель: Как они влияют на человека?

Ответы детей

Учитель: Мы видим, что человек приспособился к новым внешним воздействиям. И.П.Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Включается сложная система связей органов человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.

Учитель: Какие знаете органы чувств?

Дети: Орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. (Слайд 13)

Учитель: Какие из них важнее?

Ответы детей.

Учитель: Если человек утрачивает какой-то орган чувств, то другие начинают “работать” за повреждённый.

Учитель: Какие примеры вы можете привести?

Ответы детей

Учитель: Надо беречь свои органы чувств, т.к. при потере большинства органов чувств внешняя информация не отправляется в мозг, не поступают никакие приказы.

Органы чувств изучали во 2 классе. Вспомним, какую информацию можно получить с помощью каждого органа чувств и правила по его защите. Слушаем ребят и заполняем таблицу в рабочей тетради.

Выслушиваются сообщения учащихся об органах чувств:

  • орган зрения (слайды 14 - 16)
  • орган слуха (слайды 17 - 19)
  • орган обоняния (слайды 20 - 22)
  • орган вкуса (слайды 23 - 24)
  • органы осязания (слайды 25 - 27)

После каждого сообщения проверяется заполнение таблицы в рабочей тетради.

Учитель: Берегите ваши органы чувств. С помощью их вы можете хорошо учиться и работать, быстро замечать происходящие вокруг явления, вовремя замечать опасности.

Учитель: Обсудите в парах, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях, и какие действия должны последовать.

Выполнение задания на стр. 26 в учебнике. Обсуждение полученных результатов.

Учитель: Говоря о нервной системе, мы не можем не вспомнить о строении клетки нервной ткани (слайд 28). В чём особенность строения клетки нервной ткани?

Дети: Есть отростки.

Учитель: Нейрон состоит из тела и отростков. Нейроны проводят сигналы от органов чувств в центральную нервную систему и от центральной нервной системы к исполнительным органам.

Откройте учебник на стр. 28. Проследите путь от органа чувств (кожи руки) до головного мозга; от органа зрения до головного мозга.

Дети: Часть пути информация проходит по спинному мозгу.

Учитель: О строении и работе нервной системы вы узнаете на следующем уроке более подробно.

IV. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Учитель: Какую новую информацию получили?

Ответы детей

Учитель: У вас на партах лежат кружки. Выберите один кружок и покажите.

  • Зеленый - все на уроке было понятно, с заданиями справились легко и без ошибок.
  • Синий - не все было понятно, были трудности, но их удалось преодолеть.
  • Красный - работать было трудно, многое было непонятно.

Учитель: Какие ваши органы чувств участвовали сегодня на уроке?

Ответы детей

V. Домашнее задание

Текст на стр. 24-26 и задания после текста.

Литература.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 4 класс. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.
  2. Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. “Окружающий мир”. 3–4 классы. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.
  3. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова / авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель.

6.05.2015