Занятие по ФЭМП и ИД в старшей группе с ИКТ «Поможем мальчику с Севера»

Разделы: Работа с дошкольниками


При подготовке к непосредственно-образовательной деятельности у воспитателей часто возникает проблема: как и, чем заинтересовать детей, как за небольшой отрезок времени выдать емкий объем информации, как сохранить их активность на протяжении всего занятия. Решить эти проблемы помогают интегрированные занятия.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данному виду занятия.

Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. [1]

Интегрированные занятия в соответствии с требованиями ФГОС позволяют создать условия для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. [2]

Благодаря интегрированным занятиям можно сэкономить время, отведенное для непосредственно-образовательной деятельности и выделить его для игровой деятельности дошкольников, для их свободного общения, для творчества.

При моделировании занятия «Поможем мальчику из севера», мы попытались объединить в одно целое то, что казалось на первый взгляд, совершенно не подходит для интеграции: формирование элементарных математических представлений и исследовательскую деятельность с песком. Нам удалось сохранить логическую взаимосвязь изучаемого материала. Используя интерактивные методы и приемы (сравнительный анализ, поиск, эвристическую деятельность и др.), мы достигли запланированной цели и решили поставленные данным занятием задачи, также нам удалось на всех его этапах сохранить активность детей, их интерес. Воспитанники с восторгом первооткрывателей исследовали известные им свойства песка, такие как сыпучесть сухого песка и пластичность мокрого. Новизна заключалась в том, что сухим песком дети рисовали геометрические фигуры, пытались из него вылепить объемные геометрические тела, затем то же самое проделывали с мокрым песком. Сделав сравнительный анализ и соответствующие выводы, дошкольники подбирали подходящее условное обозначение каждому исследуемому свойству песка.

Интегрированные занятия создают новые условия для деятельности воспитателей и детей, представляют собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и разностороннего развития.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  2. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 

Цели: закрепление умения распознавать плоские и объемные геометрические фигуры независимо от их местоположения, расширение представлений о свойствах песка

Задачи:

  • повторить названия плоских и объемных геометрических фигур, повторить известные детям свойства песка, познакомить с новыми;
  • развивать воображение, логическое мышление, активизировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), совершенствовать умения располагать объемные геометрические фигуры в заданном направлении;
  • воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, бережное отношение к материалам.

Материалы и оборудование: 8 столов (один для выполнения индивидуального задания, в лаборатории 6 столов для детей, один стол для рисунков, отражающих свойства песка), ноутбук, экран, проектор, мультимедиа презентация, мольберт, 2 листка с заданием для индивидуальной работы, геометрические тела (синий куб, красный цилиндр, желтый конус, зеленый куб, синий цилиндр), ширма с нарисованной на ватмане дверью (на двери вырезаны три отверстия в форме овала, треугольника), геометрические фигуры – предполагаемые ключи к двери(прямоугольник, овал, треугольник, ромб, круг, квадрат), геометрические фигуры – дорожка к двери (треугольники, овалы, круги, квадраты, прямоугольники).На каждом столе в лаборатории карточка с изображением геометрического тела (на двух карточках нарисованы конусы, на двух – шары, на двух – пирамиды), стакан с водой; для каждого ребенка наборы для исследования: 1 тарелка с сухим песком, 1 тарелка с мокрым песком, палочка, влажные салфетки, листок бумаги с нарисованной геометрической фигурой, рисунки для составления мнемотаблицы о свойствах сухого и мокрого песка, для каждого ребенка карточка с рисунком какого-либо геометрического тела (конуса, пирамиды, шара)

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Игра-приветствие: одновременно поздороваться каким-нибудь жестом (в кругу).

2. Мотивация.

Воспитатель (В.) Дети, посмотрите, к нам пришло письмо по электронной почте (посадить на стульчики) (Слайд 2). Интересно, от кого оно? (Слайд 3).

Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Никус. Я живу на севере. У нас много снега, но нет песка. Я никогда не видел песок и ничего о нем не знаю. Расскажите, пожалуйста, мне о нем.»

В. Ребята, вы хотите помочь Никусу?

А как мы сможем ему помочь? Ведь на дворе уже поздняя осень, земля и песок уже замерзли? Ответы детей.

В. Я раскрою вам секрет. Помогут нам рассказать о песке в научной лаборатории, где изучают многие явления неживой природы, в том числе и свойства песка. У меня есть телефон одного знакомого учёного, сейчас я его приглашу к нам.

Воспитатель звонит по сотовому телефону и объясняет сложившуюся ситуацию.

Заходит ученый.

Ученый (У.): Здравствуйте ребята! Меня пригласили помочь вам попасть в лабораторию песка. Но пройти в нее непросто, нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра «Какую геометрическую форму имеют эти предметы?» (Слайды 4-5)

2. Дидактическая игра «Какой геометрической фигуры не хватает»

Индивидуальная работа (за столами). Ученый приглашает троих детей, дает каждому по листку с заданием.

Задание: дорисовать недостающую геометрическую фигуру


<Рисунок 1>

Ученый остальным детям предлагает выполнить подобное задание (Слайд 6)

У. Перед вами квадрат, разделенный на клетки, а в них геометрические тела. Но есть пустые клетки. Вам нужно определить, какого геометрического тела не хватает.

Дети выполняют задание.

3. Дидактическая игра «Поставь объемную геометрическую фигуру, куда попрошу»

У. Поставьте геометрическое тело, куда попрошу (игра на ковре, дети сидят в одну линию) Синий куб поставьте посередине, справа от куба поставьте красный цилиндр. Впереди синего куба поставьте желтый конус. Сзади синего куба расположите зеленый куб. Слева от зеленого куба поставьте синий цилиндр.

У. Молодцы. Вы правильно выполнили задания. Теперь немного отдохнем.

4. Физминутка.

У. Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, делай вместе так. (Ведущий показывает движение, дети за ним повторяют.

Сначала роль ведущего выполняет ученый, затем выбирают кого-нибудь из детей.)

5. Игровое упражнение «Пройди по разрешенным геометрическим фигурам»

У. Ребята, вы видите дверь?

Д. Да.

У. Эта дверь в лабораторию песка. Подойти к ней можно только по определенным геометрическим фигурам.

(Слайд 7)

Дети подходят к двери, по лежащим на полу, геометрическим фигурам, наступая только на разрешенные.

6. Дидактическая игра «Подбери ключ к двери»

У. Чтобы эту дверь открыть, нужно подобрать ключи к двери лаборатории.


<Рисунок 2>

(На столе лежат геометрические фигуры: прямоугольник, овал, треугольник, ромб, круг, квадрат) Дети подбирают подходящие ключи. (Звук открывающейся двери) Дверь открывается. (Слайд №8) Дети за ученым проходят в лабораторию песка. Там их встречает лаборант. 

III. Исследовательская деятельность.

Лаборант (Л). Здравствуйте, ребята.

Д. Здравствуйте.

Л. Зачем вы пришли в лабораторию песка?

Дети отвечают.

Л. Как зовут мальчика?

Д. Никус.

Л. Прежде чем вы займете свои места в лаборатории, давайте повторим правила, которые необходимо здесь соблюдать.

Дети называют правила.

Л. Ребята, я предлагаю составить письмо Никусу в виде рисунков. Он тогда сам сможет по рисункам узнать, что в нём написано. Чтобы исследовать песок, вам нужно разделиться на группы. Для этого каждый возьмите рисунок с геометрическим телом и сядьте за тот стол, на котором стоит карточка с таким же рисунком.

Дети садятся за столы в соответствии с заданием.

Л. Посмотрите на сухой песок. Каким он цветом?

Д. Серым.

Л. Какой рисунок возьмем для обозначения цвета песка?

Вызванный ребенок выбирает из предложенных разноцветных квадратов тот, который имеет серым цвет и прикрепляет его на мольберт.

Л. Посмотрите на мокрый песок. Какой у него цвет?

Д. Темно-серый.

Л. Выберите соответствующий знак.

Л. Наберите в горсть сухой песок и сыпьте его в одну точку. (Лаборант показывает, как это сделать)

Дети выполняют задание.

Л. Какое геометрическое тело напоминает вам получившаяся горка?

Д. Конус.

Л. Вы сыпали сухой песок, значит он какой?

Д. Сыпучий.

Л. Выберите подходящий знак и прикрепите его на мольберт.

Л. Давайте попробуем насыпать так же мокрый песок. Получается?

Д. Нет.

Л. Теперь посмотрим, на каком песке лучше рисовать, на сухом или мокром. Возьмите палочку и нарисуйте сначала на сухом, а потом на мокром песке овал.

Дети выполняют.

Л. На каком песке рисунок получился лучше?

Д. На мокром.

Л. Каким знаком это свойство песка обозначим?

Дети выбирают и прикрепляют на мольберт.

Л. А можно ли сухим песком рисовать? Чтобы это узнать, наберите снова в горсть сухой песок и насыпьте его на линии контура, изображенной на листке бумаге геометрической фигуры.

Дети пробуют сыпать.

Д. Да.

Л. Прикрепите на мольберт соответствующий знак.

Л. А что можно делать из мокрого песка?

Д. Лепить.

Л. Вылепите геометрические тела, которые нарисованы на ваших карточках.

Дети лепят шары, конусы, пирамиды. Ученый и лаборант помогают выполнять задание.

Л. Какую фигуру вы слепили.

Д. Конус, пирамиду, шар.

Л. Значит мокрый песок пластичный, и из него можно лепить разные фигуры.

Лаборант просит кого-нибудь из детей прикрепить еще одну картинку.

Л. Глядя на картинки, что вы можете рассказать о песке?

Д. Сухой песок имеет серый цвет, он сыпучий, им можно рисовать. Мокрый песок имеет темно-серый цвет, он пластичный, на нем легко рисовать и лепить из него разные фигуры.

Лаборант просит детей сложить картинки в конверт, чтобы отправить их Никусу.

IV. Заключительная часть.

У. Ребята, а теперь я вас приглашаю в другое помещение лаборатории. Там вы посмотрите, какие фигуры художники лепят из мокрого песка. (Слайды 9–13)

У. Как вы думаете, можно ли песок красить и приклеивать к бумаге? (Слайд 14)

Дети высказывают свои предположения.

У. Это мы с вами исследуем в следующий раз. Вам пора возвращаться. Давайте поблагодарим лаборанта за то, что он помог вам составить письмо Никусу. А я вас провожу в вашу группу.