Урок окружающего мира по теме «Умная сила России». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


УМК «Перспектива»

Цели: формировать представление о сотрудничестве науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданских инициатив в стране как важнейшей задаче нашего времени; показать, что социальная ответственность граждан – залог благополучия России.

Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, приводить примеры такого сотрудничества; объяснять значение понятия «социальная ответственность»; моделировать ситуации, требующие знания социально ответственной позиции.

Оборудование: карта России, административно-политическая карта района, фотографии, вырезки из газет, связанные с успешным производством района и его повышение качества жизни населения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Мы все сели дружно,
Нам теперь работать нужно.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

1) Фронтальный опрос.

Какой Указ подписал Президент России в начале 2010 года?

– Чем славится молочная промышленность Белгородской области?

– Что побуждает горожан возвращаться в села Белогорья?

– Чем ценен аграрный опыт Белгородчины?

– Почему необходимо, чтобы страна обеспечивала себя собственной продукцией сельского хозяйства?

– Как вы понимаете выражение «продовольственная безопасность страны»?

2) Индивидуальный опрос. Выполнение заданий в рабочей тетради

Стр. 59. № 3.

Учащиеся выступают с подготовленной презентацией лучшего сельскохозяйственного продукта района, рассказывают о сельскохозяйственных продуктах, выращенных на огороде, о том какой вклад вносят в продовольственное благополучие семьи.

3) Индивидуальное задание (работа по карточкам)

Карточка 1.

– В чем заключается продовольственная безопасность страны?

Карточка 2.

Какие продовольственные товары производят в нашем районе?

Карточка 3.

Как влияет продовольственное благополучие региона на улучшение качества жизни в районе?

III. Самоопределение к деятельности.

Обратите внимание, на экране записаны пословицы, прочитайте их и подумайте о чем они, как вы понимаете смысл пословиц:

  • Сметка дороже богатства.
  • Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
  • Красна гора скалой, а человек головой.
  • Знание – сила.
  • Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

– Подумайте, почему умная голова сто голов кормит? (Умные люди придумывают, как организовать дело, дают работу другим людям)

– Как наука помогает сделать нашу жизнь комфортнее, страну – богаче?

– Вспомните примеры в истории России, когда наука помогла стране стать могучей державой (В эпоху Петра I развивались образование, промышленность. Открывались новые заводы. При Петре I Россию стали называть империей.)

– Какой российский ученый разработал рецептуру изготовления цветного стекла и построил фабрику для его производства?

– Какой завод прославил свое имя, изготовив ажурный павильон из чугуна для Всемирной выставки в Париже в 1990 году?

– Сегодня мы поговорим о том, когда государство и экономику страны называют «умными», есть еще такое современное слово «наукоемкими»

IV. Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику стр. 110-111. (чтение текста)

Как М.В.Ломоносов показал, что наука помогает развиваться промышленности страны?

– Какой вклад внес этот ученый в развитие науки страны?

– Как на примере Пешеланского завода проиллюстрирован союз науки и техники в России?

– Как используются научные разработки на этом заводе?

– Что вы слышали о горной породе, которая называется ШУНГИТ?

Выступление учащихся с подготовленным докладом

Шунгит – уникальный дар природы

Достаточно длительное время ученые занимаются изучением такой каменной породы, как шунгит. Внимание исследователей привлекают его невероятно полезные свойства. Изучение свойств данного камня привело ученых к выводу, что он может найти применение в различных областях человеческой деятельности.

Шунгит обладает составом, не имеющем в природе аналогов. Так же уникальны и условия его образования. В мире есть только одно место, где возможно получение данной каменной породы, - это месторождение, находящееся в России в одном из районов Карелии.

Единственное место на Земле, где есть залежи шунгитовых пород, - республика Карелия. Они так велики, что доходят до впадины Онежского озера, делая этот водоём самым чистым в России.

Шунгит образовался из органических донных отложений примерно 600 млн. лет назад.

Камень шунгит представляет собой горную породу докембрийского периода. Шунгит – это преобразовавшийся каменный уголь, который является промежуточной стадией между антрацитом и графитом. Свое название шунгит получил от названия селения Шуньга, где были обнаружены месторождения этого вида полезного ископаемого. Камень шунгит имеет черный цвет, а также пепельный, сероватый с вкраплениями золотистого пирита и белого кварца, всё зависит от химического состава камня. Он обладает электропроводностью, содержит 99% углерода.

Благодаря своему уникальному составу и свойствам используется в металлургии, строительстве. Полированные плиты смоляно-черного цвета с редкими белыми прожилками, не тускнеющие со временем, украшают интерьеры Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге и некоторых станций Московского метрополитена.

В современной строительной индустрии шунгит используется также для производства шунгизита – легкого заменителя бетона.

Но главным свойством шунгита является то, что этот камень может качественно очистить воду от примесей различного рода на протяжении достаточно длительного времени. Именно эта способность сделала породу особенно востребованной в области очистки воды, а также создании экологически безопасных строительных материалов. Шунгитовую воду можно применять наружно в виде компрессов и ванн.

Для компресса нужно взять марлю или хлопчатобумажную ткань смочить в шунгитовой воде и приложить на больное место примерно на два часа, такие компрессы можно использовать при артрите, артрозе, экземе, открытых ранах.

 

Вывод: * Шунгит – это минерал, аналога которому нет как по многообразию свойств, так и по целебным качествам.

  • Шунгит лечит, спасает, очищает, оздоравливает, защищает, нормализует, восстанавливает и даже выращивает. Удивительная порода: всё что вредит людям и другим живым организмам, она убивает и поглощает, а всё, что полезно, концентрирует и восстанавливает.
  • Учёные, исследовавшие шунгит, в один голос заявляют: это чудо.

– Как смекалка шахтеров помогла извлечь прибыль из отработанных шахт?

– Какую пользу принесло это умное решение?

– Как развивается край благодаря эффективному сотрудничеству науки и техники на общее благо людей?

– Какое искусство возрождается в крае благодаря полученной прибыли?

– Рассмотрите иллюстрации и фотографии. Как люди заботятся о природе и культуре своего края?

– Приведите пример предприятий поселка, которые используют полученную прибыль для развития культуры, спорта, образования района, заботятся о его экологии.

– Сделайте вывод, как взаимодействие науки и техники улучшает качество жизни людей.

– Как оценен вклад Пешеланского гипсового завода в развитие и процветание своего края?

– Рассмотрите орден Петра Великого на стр. 110. Как вы думаете, почему этот орден назван именем этого царя?

2) Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 60. №1

Работа в группах

Учитель раздает каждой группе фотографии, рекламную продукцию, вырезки из газет, копии дипломов и наград, связанных с производством и общественной деятельностью поселка Дорохово. Дети работают по плану, предложенному в рабочей тетради. После проводится коллективное обсуждение)

V. Физкультминутка.

Это правая рука,
Это левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Справа – роща протянулась,
Слева – чей-то огород….
А когда я обернулась, (повернуться)
Стало все наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа – быстрая река….
Неужели стала правой
Моя левая рука?
С. Долженко

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику стр. 112-113 чтение статьи «Лучше город - лучше жизнь»

– Какие отрасли промышленности традиционно развиты в Красноярском крае?

– Как наукоемкие технологии влияют на экологическое развитие края?

– Чем может гордиться город?

– В какую международную организацию входят представители Красноярского края?

– Как помогают города, входящие в эту международную организацию, повышать качество жизни в своем городе?

– Какие проблемы совместно решают представители городов из разных стран мира?

– Как взаимосвязь науки и техники позволяет красноярцам строить будущее края?

2. Работа по учебнику в рубрике «Обсудим» стр. 113

– Мы рассмотрели опыт работы нижегородцев и красноярцев. Объясните, в чем секрет процветания этих регионов?

– Такую работу предприятий называют социально ответственной. Подумаем, что обозначает этот термин. «Социальный» значит общественный. А что значит слово «ответственный»?

Давайте обратимся к словарю - Имеющий высокоразвитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям

Что же означает выражение «социально ответственный труд»

(Это труд, за результаты которого не стыдно перед обществом)

– Почему же красноярцам и нижегородцам, о предприятиях которых мы узнали, не стыдно перед обществом?

(Они производят качественную продукцию, улучшают жизнь в родном крае)

3. Работа в парах по рубрике «Подумаем» стр. 113, затем проводится коллективное обсуждение.

VII. Рефлексия.

Какую деятельность предприятий называют социально ответственной?

– О каких предприятиях города можно сказать, что их работа является социально ответственной?

– На каких предприятиях района, поселка работают ваши родители?

– Какой вклад вносят эти предприятия в улучшение качества жизни региона?

– Какие наукоемкие производства развиты на этих предприятиях?

VIII. Подведение итогов урока.

Сделаем вывод, прочитаем текст учебника на стр. 113.

– Каковы составляющие высокого уровня жизни региона?

– Как применение наукоемких технологий влияет на развитие предприятия?

– Как вы понимаете смысл темы урока?

– Согласны ли вы с утверждением, которое используют для характеристики физически развитых, но недалеких людей: «Сила есть – ума не надо»?

– Какие меры для повышения качества жизни в России вы можете предложить?

Сформулируйте свои ответы:

  • Сегодня на уроке я узнал……
  • Было интересно…….
  • Было трудно……
  • Я понял, что….
  • Теперь я могу…..
  • Я приобрел….
  • Я научился…..
  • У меня получилось….
  • Я хочу узнать……

Домашнее задание

Учебник стр110-113., ответы на вопросы.

Рабочая тетрадь стр. 61.№2.

Доп.задание: подготовить рассказ о предприятии поселка, проводящем социально ответственную политику.

Литература:

  1. Доронина Ю. Шунгит – камень спаситель – СПб: «Невский проспект», 2000.
  2. Рысьев О. А Шунгит – вечный хранитель здоровья – СПб: изд-во «Диля», 2001.
  3. И.Я. Яценко Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК «Перспектива» А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой – Москва: ВАКО, 2013.
  4. Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. – Москва: Просвещение, 2014.
  5. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, – Москва: Просвещение, 2014.

12.04.2015