Урок математики по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
А. Нивен

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и способов действий.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания , умения учащихся по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
  2. Формирование навыков самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
  3. Развитие математического мышления и логической речи учащихся;
  4. Выработать у учащихся умение к самоконтролю.
  5. Воспитание уважительного отношения к сверстникам.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (тестовые задания).

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Целеполагание;
  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (устная работа);
  4. Творческое задание учащихся (тестирование)
  5. Решение примеров и уравнений
  6. .Итог урока: самостоятельная работа – контроль знаний;
  7. Рефлексия;
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Проверка опорных теоретических знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Фронтальный опрос

Сейчас вам придется ответить на ряд вопросов, отмечая правильные ответы в оценочной таблице:

  1. Что представляет собой координатная прямая?
  2. Какие числа называются противоположными?
  3. Какие числа называются целыми?
  4. Что называют модулем числа?
  5. Чему равен модуль положительного числа?
  6. Чему равен отрицательного числа?
  7. Чему равен модуль нуля?
  8. Какое из двух отрицательных чисел считают большим?
  9. Какими числами выражается увеличение, уменьшение любой величины?
  10. Чему равна сумма противоположных чисел?
  11. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
  12. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
  13. Каким действием можно заменить вычитание числа b из a?
  14. Как найти длину отрезка на координатной прямой?

2. Практическая часть.

Работа ведётся с тремя группами (сформированы по степени усвоения темы). Учащиеся 2 и 3 группы выполняют тестирование самостоятельно по карточкам.

Ребята первой группы работают совместно с учителем, учащиеся решают по очереди, проговаривая подробно решение вслух.

Пока решают учащиеся 1 группы, проверяются решение заданий 2и 3 групп (по готовому компьютерному слайду).

После проверки выполнения теста учащиеся 2и 3 групп получают новые задания (если необходимо, то проводится инструктаж по их выполнению).

Пока решают задания учащиеся 2 и 3 группы, 1 группа заканчивает работу с учителем. Далее совместно с учителем решают следующие задания.

Запишите сумму чисел, раскрыв скобки.

-(-5) + (-7)=

+(-4) – (-9) – (+9) + (+14)=

-(-(-14)) – (+(-12)) – (-(+11)=

0 – (+а) – (-с) + (-а) + (+с)=

Затем учащиеся 1 группы решают самостоятельно:

-20 + 9,7 =

24 – 27 =

-2 + 3 = 
63 – 100 =

-10,3 + 15,6 =

-58 +95 = 
-12 + 11, 5 =

-10 + 10,5 = 
-0,2 – 1 =

108 – 102,7 = 
28 – 22,7 = 
-5,2 + 7,2 = 

Проверяются решения заданий 2 и 3 группы (слайд).

После проверки решения заданий во всех группах учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Карточка №1

  1. Сравните значения выражений: 3,87 + (-2,63) и 5,29 + (-3,59) ( 1б)
  2. Вычислите: 5,4 + (- 3,7) + ( - 4,2) (1б)
  3. Вычислите: : 3,7 – х = -2,3 (2б)
  4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: - 6,1 * (- 2,3 )* 3,8 = 0 ( 3б)

Карточка №2

  1. Сравните значения выражений: - 7,35 +4,54 и -4,68 + 3,46 (1б)
  2. Вычислите: 12,8 + (- 3,5) + ( - 7,6) (1б)
  3. Вычислите : х – 3,9 = -2,7 ( 2б)
  4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 3,9 * 7,4 * ( - 9,3) = - 12,8 (3б)

Проверка самостоятельной работы по образцу.

Карточка №1

  1. Сравните значения выражений: 3,87 + (-2,63) < 5,29 + (-3,59)
  2. Вычислите: 5,4 + (- 3,7) + ( - 4,2) = - 2,5
  3. Вычислите: 3,7 – х = -2,3 х = 6
  4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: - 6,1 - (- 2,3 ) + 3,8 = 0

Карточка №2

  1. Сравните значения выражений : - 7,35 +4,54 < -4,68 + 3,46
  2. Вычислите: 12,8 + (- 3,5) + ( - 7,6) = 1,7
  3. Вычислите : х – 3,9 = -2,7 х = 1,2
  4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 3,9 - 7,4 + ( - 9,3) = - 12,8

Оценки за самостоятельную работу.

3 балла – « 3»

4 балла – «4»

5 баллов и выше – «5»

Учащиеся заполняют оценочную таблицу , получают оценки.

Домашнее задание.

Повт. п.31-34, №1113, 1116, подготовиться к контрольной работе

Урок хочется закончить стихами

Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она -
Математика.
Это было, это будет, это вечно!

Рефлексия.

  1. На уроке я работал активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался коротким / длинным
  4. За урок я не устал / устал
  5. Моё настроение стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен
  7. Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным, интересно / не интересно

Урок окончен.

Карточка учета

Название этапа Проверка опорных теоретических знаний Тестирование Задания Самостоятельная работа
Количество баллов