Урок литературы «Пейзаж и "святая прелесть" молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», с синтаксическим средством выразительности речи – гипербола;
  • воспитывать интерес учащихся к стихотворениям и личности поэта, приобщить к духовным ценностям;
  • развивать речь, память, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся, культуру восприятия и чтение стихотворений.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова; аудиозаписи стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстративный материал: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», таблица ассоциативной цепочки к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». 

Ход урока

I. Организационный этап. 

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

– Мы с вами уже достаточно хорошо знаем Михаила Юрьевича как человека и поэта и убедились в том, что поэтический мир Лермонтова – это великая тайна, которую очень сложно понять и увидеть. Тема сегодняшнего урока «Пейзаж и «святая прелесть» молитвенного слова в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва».

Цель урока: расширение своего представления о поэтическом мире поэта и своеобразии его пейзажных картин.

Кроме этого мы будем решать следующие задачи: на основе изученных стихотворений «Парус», «Утёс», «Туча», «Три пальмы», «Листок» конкретизируем мотив этих стихотворений с целью постижения отношения лирического героя к окружающему миру и духовным ценностям.

Для этого нам необходимы на уроке следующие лексические художественные изобразительные средства: эпитет, метафора; синтаксические художественные средства: инверсия и новое определение – градация.

III. Актуализация опорных знаний.

Итак, ребята, вспомним уже известные вам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а прежде напомните, в чём особенность лирических произведений?

Лирика – один из трёх родов литературы, который изображает чувства, эмоции, переживания, размышления.

Лирический герой – образ, высказывающий в лирическом произведении свои чувства, переживания, мысли.

Значит, главное для поэта – это целый мир переживаний, чувств, мыслей.

1. Прослушаем и просмотрим уже известные вам четверостишия и определим названия стихотворений.

Подготовленная ученица читает стихотворение «Парус»

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

– В стихотворении показана сложная человеческая судьба. Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

2 .«Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

– Показаны человеческие взаимоотношения. (Мотив одиночества. Утёс – одинок).

3. «Туча»

Тучки небесные, вечные странники
Степью лазурною,
Мчитесь вы так же как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

– Лирический герой сравнивает себя с тучками.

– Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

4. Посмотрите на экран и определите по иллюстрации название произведения:

«Три пальмы» – баллада.

(Пальмы томятся в одиночестве, мечтают приносить благо, но цветущий оазис превратился в пустыню. Человек пришёл и погубил их. Поэт показывает мятежный, полный жизни, богатый, но одинокий мир).

– Назовите мотив данного стихотворения? (Одиночества)

5. – А сейчас сюрприз. Ребята вашего класса приготовили инсценировку одного из стихотворений поэта. Определите название данного стихотворения. («Листок»)

– Образ оторванного листка для Лермонтова был символом политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Герой одинок в условиях политических: самодержавие, гнет, свобода личности. Чувства лирического героя помогают понять нам картины природы.

– Чем объединяются все эти стихотворения? (Мотивом одиночества, лирические герои одиноки, одинок и сам поэт).

– Мы продолжаем разговор о пейзаже, соприкосновение с которым, возможно, приводит лирического героя к обретению счастья, а пока он одинок…

IV. Работа над темой урока.

1. Понятийный словарь на доске.

2. Итак, слушаем… (Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра О. Ефремовой).

– Вы прослушали стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра театра О. Ефремовой. Какие предметы автор описывает в стихотворении?

(Нива, лес, слива, ландыш, ключ).

Запишем эти слова в тетрадь и затем выстроим лексические цепочки с указанием изобразительных средств. (Составление алгоритма анализа стихотворения, основываясь на ответах учащихся: появляются записи первой таблицы).

Нива Лес Слива Ландыш Ключ
Желтеющая (эпитет), волнуется (олицетворение, инверсия) Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) Малиновая (эпитет), прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора), лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)

– Какие ассоциации у вас вызывают нива, лес, слива, ландыш, ключ? (Продолжаем заполнение таблицы).

Ассоциации
осень тайна сладость красота отгадка
богатство тревога тепло величие успокоение
дары волнует аромат настораживает покой
беспокойство пугает беспокойство доброжелательность волнение
  настораживает     мир

– Могут ли в природе существовать одновременно нива, слива, ландыш?

– Какое состояние души навевает пейзаж? (Волнение, душа поэта волнуется, сердце мятётся, он находится в заточении)

– Только посвящённый в таинство природы человек может увидеть желтеющую ниву, свежий лес, малиновую сливу – это символы России и они подают надежду. И что же происходит с лирическим героем, когда он видит пейзажи России? (Тревога – смиряется, морщины – расходятся, «И в небесах я вижу Бога»)

– Если не на земле постичь счастье – то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием, как будто на последнем дыхании: ещё так много надо сказать, но «в небесах я вижу Бога», а это уже откровение... В конце нашей работы таблица выглядит следующим образом:

Нива Лес Слива Ландыш Ключ
Желтеющая (эпитет),волнуется (олицетворение, инверсия) Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) Малиновая (эпитет),прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора),лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)
Ассоциации
осень тайна сладость красота отгадка
богатство тревога тепло величие успокоение
дары волнует аромат настораживает покой
беспокойство пугает беспокойство доброжелательность волнение
  настораживает     мир

(Ассоциации: покой, умиротворение, воодушевление. Тревога – счастье – антитеза)

– Почему стало возможным «постигнуть счастье на земле и в небесной выси увидеть Творца»? (Лирический герой обратился к молитве).

– Предлагаю познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».

3. – Стихотворение называется «Молитва». Когда мы обращаемся к молитве? (Тяжело, что-то беспокоит, тревожит, волнует, душевная боль)

Молитва – та минута, когда человек, не находя себе опоры в жизни, обращается к Творцу.

– О чём говорит лирический герой стихотворения? (В трудную минуту обращается к молитве)

– Как он называет молитву? («Чудная», – творит чудеса)

– Почему молитва творит чудеса? Для русского верующего человека благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение души человека.

– Какое действие оказывает молитва на душу лирического героя?

И верится, и плачется,
И так легко, легко…

– Лирический герой счастлив от общения с Творцом.

4. У Лермонтова есть ещё одно стихотворение с таким же названием «Молитва»

(Чтение учителем стихотворения).

– Почему именно к Матери Божьей обращается поэт со своими просьбами? (Рано ушедшая из жизни мать).

Матерь Божия –
Помощница обидимых,
Убогих заступница,
Печальных утешение,
Грешных спасение. 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока. 

– На прошлом уроке мы записали эпиграф:

Живое всё всегда вдвоём,
Лишь я на свете одинок.

– Можем ли мы теперь сказать, что лирический герой одинок? (Нет!)

– Почему он не одинок? (Потому что в небесах увидел Бога, обратился к молитве, к Божьей Матери).

Зачем тогда дорога в жизни человека,
Если она не ведёт к храму… 

– Сегодня мы ещё раз погрузились в поэтический мир М.Ю. Лермонтова, приобщились к поэтическому слову поэта, которое доказало нам то, что поэт всё-таки был не одинок. 

– Урок личного осмысления и осознания духовности. Возможно, это осознание продлится всю жизнь. Я говорю: «отлично»…, «хорошо»…

VI. Домашнее задание.

  • Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
  • Создать образ–ассоциацию к одному из стихотворений.