Игровое занятие «Вежливая поездка»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Задачи:

  • воспитание культуры поведения;
  • познакомить с понятиями: «пассажир», «общественный транспорт»;
  • познакомить с видами общественного транспорта;
  • повторить правила дорожного движения;
  • развивать мышление, речь, внимание.

Оборудование: аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем», сигнальные светофоры, условные знаки: солнышко, тучка, солнышко с тучкой, импровизированный автобус, колокольчик, презентация (у автора).

Подготовительная работа: изготовление сигнального светофора.

План занятия:

  1. Организационный момент
    • Упражнение «Моё настроение»
  2. Сообщение темы и цели занятия
    • Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
    • Беседа о правилах дорожного движения
  3. Основная часть
    • Загадки «Общественный транспорт»
    • Словарная работа
    • Физминутка Игра «Светофор»
    • Решение этикетных задач
    • Игра «Разрешается – запрещается»
  4. Итог занятия
    • Рефлексия
    • Упражнение «Моё настроение»

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

1. Организационный момент

Цели:

  • организовать рабочее пространство;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой.

– Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Упражнение «Моё настроение».

Я прошу вас ответить на вопрос: с каким настроением вы пришли на занятие, но обозначить своё настроение вам нужно с помощью условного значка.

Воспитатель также принимает участие.

– Мы с вами составили карту нашего настроения.

 

 

Дети выбирают и прикрепляют на доску свой значок

На столе разложены условные знаки (солнышко, тучка, солнышко и тучка)

2. Сообщение темы и цели занятия

Цели:

  • создать условия для того, чтобы дети сформулировали тему и цель занятия;
  • познакомить с понятием «пассажир»;
  • повторить правила дорожного движения;

– Наше занятие я предлагаю начать с разминки «Это я, это я, это все мои друзья!». Я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». Правила понятны? Начинаем.

– Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?

– Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?

– Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт?

– А что жёлтый свет всегда
Нам о вниманье говорит?

– Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?

– Знает кто, что красный свет-
Это значит: хода нет?

– Молодцы!

Беседа

– Скажите, а что мы сейчас с вами вспомнили?

– А кому нужны правила дорожного движения?

– Ребята, я предлагаю вам совершить поездку на автобусе. Автобус уже ждёт нас на остановке. Вы согласны? Проходите и рассаживайтесь по местам.

– Когда мы с вами сели в автобус, кем мы стали?

– А кто такие пассажиры?

– Для пешеходов и водителей есть правила дорожного движения, а для пассажиров есть какие-то правила?

– Вот об этих правилах мы сегодня и поговорим. И я предлагаю вам проехать в школу «Юных пассажиров»

 

 

Если правило соответствует норме, дети говорят: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда дети молчат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила дорожного движения.

Пешеходам и водителям.

 

Дети проходят и рассаживаются по местам.

Пассажирами

Пассажир – лицо, которое пользуется для передвижения каким-либо транспортом и не управляет им.

Да

Ребенку, который занял место водителя, вручается руль и он имитирует действия водителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импровизированный автобус из стульев

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Звучит песня «Мы едем, едем, едем..»

3. Основная часть

Цели:

  • воспитание культуры поведения;
  • познакомить с понятием «общественный транспорт»;
  • познакомить с видами общественного транспорта;
  • развивать мышление, речь, внимание

– Итак, остановка «Школа юного пассажира». Мы доехали до места назначения, прошу всех на выход.

– Ребята, мы в «Школе юных пассажиров». Здесь, как и в обычной школе, проходят уроки. Слышите, звенит звонок, и я приглашаю вас на первый урок.

– Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?

Многолюден, шумен, молод
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.

– А как можно одним словом назвать все отгадки?

– А что же такое общественный транспорт?

 

– Наш первый урок окончен. Перемена.

Физминутка

Игра на внимание «Светофор»

– Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать вам цвета светофора.

Когда светофор горит красным цветом, вы должны стоять тихо.

Если желтый цвет, вы хлопаете в ладоши.

Когда зеленый – топаете.

– Ребята, слышите, звенит звонок. Начинается второй урок. На этом уроке мы с вами будем решать этикетные задачи. Слушайте меня внимательно.

Вот поезд быстро мчится-
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются…
На этой остановке
Бабуля появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите, поступить?
Вот поезд быстро мчится-
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются…
И женщина с ребёнком
В вагоне появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите, поступить?
Вот поезд быстро мчится-
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются…
С мороженным девчонка
В вагоне появляется
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите, поступить?
Вот поезд быстро мчится-
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются…
И с сумкой за плечами
Мальчишка появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите, поступить?

– В салон автобуса вошли два пассажира: серый Волк с двумя огромными сумками и длинноухий Зайка. Увидев два свободных места, Волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил свои сумки. Помогите маленькому Зайке найти место в автобусе. Что не так сделал волк?

– Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаянно толкнули дяденьку Лося, отдавили лапу тете Лисе и свалили на пол малыша Бельчонка. Какие грубые ошибки допустили медвежата? Как избежать подобных ошибок?

 

 

– Наш урок окончен. Перемена. Я предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается» - хлопаете, или «Запрещается» - топаете.

  • Уступать место пожилым. Больным, детям. (разрешается)
  • Заскакивать на ходу. (запрещается)
  • Держаться за поручни или ручки на сиденьях. (разрешается)
  • Высовываться в окно. (запрещается)
  • Толкаться. (запрещается)
  • При посадке продвигаться вперед. (разрешается)
  • Громко разговаривать, шумно себя вести. (запрещается)
  • Стоять на подножках. (запрещается)
  • Облокачиваться на двери. (запрещается)
  • Курить. (запрещается)
  • Сорить. (запрещается)

Молодцы! Все правильно ответили.

 

Дети «выходят» и рассаживаются по своим местам

 

 

Автобус

 

Трамвай

 

 

Троллейбус

 

 

Электричка

 

 

Метро

 

Общественный транспорт

Общественный транспорт — это маршрутные транспортные средства. Они перевозят людей по дорогам и движутся по установленному маршруту с обозначенными остановками.

 

 

Дети выполняют соответствующие цвету действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно уступить бабушке место и сказать: «Садитесь, пожалуйста»

 

 

Женщине с ребёнком тоже нужно уступить место и сказать: «Прошу Вас, присаживайтесь»

 

 

 

 

Мороженное в транспорте не кушают, так как можно испачкать костюм пассажиров

 

 

 

Сумку с плеча нужно снять, чтобы не мешать другим пассажирам

 

Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно поставить на пол у своих ног или держать на коленях.

В транспорте нужно быть собранным и внимательным.

К выходу нужно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих пассажиров: выходят ли они на следующей остановке.

Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой пропустить вас.

Причинив неудобства пассажирам, не забудьте извиниться.

Дети выполняют соответствующие действия

Слайд 4

Звенит звонок

 

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

 

Слайд 7

 

Слайд 8

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

Звенит звонок с урока

 

Цвета светофора

 

 

 

 

Звенит звонок на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звенит звонок с урока

4. Итог занятия

Цель: создать условия для выявления уровня освоенности рассмотренного материала

– Наши занятия подошли к концу. Нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места в автобусе. Помните, что воспитанные пассажиры не толкаются, мальчики пропускают девочек вперед. Водитель, займите свое место в кабине.

А теперь остальные проходите.

– Остановка «Детский дом». Выходите, ребята. Помните о правилах поведения.

– Что вы узнали на уроках в «Школе юных пассажиров»?

– Было ли это занятие интересным?

 

 

 

– Узнали вы что-то новое на занятии?

– Было ли это занятие для вас нужным, полезным, важным?

– Давайте посмотрим на карту нашего настроения. Вспомните своё настроение в начале занятия, не изменилось ли оно сейчас? Если у кого-то изменилось, поменяйте картинку.

– А у меня настроение хорошее. Вы все сегодня молодцы. Всем спасибо.

 

 

 

Дети садятся на свои места

Правила поведения пассажиров

Дети показывают сигнал:

  • красный - неинтересно,
  • зеленый - интересно,
  • желтый - не всегда интересно.

Красный – нет, зеленый – да.

Красный – нет, зеленый – да, желтый – не всё было полезным.

 

Слайд 10

 

Слайд 11

 

Дети используют сигнальный светофор

Используемая литература:

  1. «Уроки вежливости» комплект наглядных пособий, Харьков, «Ранок», 2007.
  2. И.В. Мирошниченко «Путешествие в страну Вежливость», Харьков, «Ранок», 2006.