Интегрированный урок русского языка и математики по теме «Числительное. Число». 6-й класс

Разделы: Математика, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • Повторение изученного материала в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических) при решении математических заданий;
  • Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках математики, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе.

Задачи урока:

Уметь отличать число от числительного;

  • дать представление о роли имён числительных разных разрядов в языке и речи;
  • формировать навык правильного написания и произношения имён числительных;
  • грамотно овладевать математической терминологией;
  • развивать интерес к двум наукам и мыслительную активность учащихся;
  • показать взаимосвязь разных наук.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас! Садитесь!

- Скажите, пожалуйста, какое знаменательное событие произошло в 2014 году в нашей стране? (Олимпиада в Сочи).

Сегодня мы с вами окунёмся в атмосферу олимпиады. Вспомним уже известное вам о Зимних Олимпийских играх и пополним свои знания о них. В ходе урока мы будем делать записи на рабочих листах. Результатом работы каждого станут медали (Приложение 2), которые вы сможете заработать в ходе урока, а также оценка за работу, выполненную на листах. (Приложение 1)

Я уверена, что вы многое знаете об Олимпийских играх, так как в прошлом году изучали историю Древнего Мира, в этом учебном году мы с вами неоднократно на классных часах говорили об этом.

Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя.

Математика изучает число. Но с числами вы знакомитесь не только на этих уроках, но и на уроках русского языка. Скажите, о какой части речи мы вспоминаем, если говорим о числе? (числительное).

Итак, тема нашего урока: “Числительное. Число”. Разговор о спорте невозможен без привлечения имён числительных .

Учитель математики.

С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.

В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.

По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком.

Давайте подумаем, а какова же цель нашего урока? (Ответы детей).

Всё верно, сегодня на уроке мы должны:

- уметь отличать число от числительного;

- представление о роли имён числительных разных разрядов в языке и речи; формировать навык правильного написания и произношения имён числительных;

- грамотно овладевать математической терминологией;

- развивать интерес к двум наукам и мыслительную активность учащихся;

- показать взаимосвязь разных наук.

Наша цель сегодня: мы хотим показать вам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром... Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык! Приступим!

2. Имя числительное

Учитель русского языка.

Итак, давайте вспомним, что такое имя числительное? (определение)

  • Какими бывают числительные по составу? (простые и составные)
  • Назовите разряды числительных.

1 задание. История олимпийских игр.

Перед вами текст. Давайте прочитаем его.

Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых празднеств Древней Греции. Первые игры прошли в 776 году до нашей эры. Они проводились 1 раз в четыре года и продолжались пять дней. На время олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков “священный мир”. В этот период в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением.

Олимпийские игры проводились до 394 года нашей эры, пока не были запрещены римским императором.

Задание: выписать из текста числительные, распределив их по разрядам, определить простое или составное числительное. (Приложение 1).

В какой колонке числительные обозначают количество предметов, а какой – порядок предметов при счете?

Даем определение: числительные в 1 колонке – количественные, во 2 колонке – порядковые.

Учитель: Мы вспомнили, каковы истоки Олимпийского движения. Но за два тысячелетия многое изменилось, и современные Олимпийские игры отличаются от древней олимпиады. Сейчас мы коснемся некоторых видов спорта современных олимпийских игр и выполним в ходе этого несколько заданий по русскому языку и математике.

Знаете ли вы, что является символом Олимпийских игр?

Одним из символов является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Кто знает, что обозначает этот символ?

Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент.

Голубой - Европа, чёрный - Африка, жёлтый - Азия, красный - Америка, зелёный – Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы. Они говорят о честной спортивной борьбе, призывают спортсменов бороться друг с другом только на стадионах и никогда не встречаться на полях войн.

Вы выбираете один из видов спорта, представленных на слайде, и выполняете задание.

Кёрлинг. (викторина). Вам необходимо ответить на вопросы викторины, записав ответ числом и словами.

Соревнования по кёрлингу впервые демонстрировались на зимних Олимпийских играх
Расстояние между задними линиями площадки составляет примерно
Расстояние между боковыми линиями площадки
Площадка для игры в кёрлинг
Команда для кёрлинга
Длина окружности камня не должна превышать
Масса камня, включая ручку и винт, не должна превышать
Кёрлинг был признан олимпийским видом спорта в

Взаимопроверка.

Биатлон. Мы знаем, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи..Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

Задание: выбрать третье лишнее, объяснив свой выбор. Задание выполняется устно.

Стреляем!

  1. тройка, тридцать, один
  2. два, утроить, пятерка
  3. двойкой, двенадцать, двадцать
  4. пятьдесят, пятерка, двойка
  1. пятнадцать, семьдесят три, две пятых
  2. шестнадцать, десять, третий
  3. три, двадцать восемь, четырнадцать
  4. Четыре, семеро, шестеро

“Лыжные гонки”

Таблица по математике. Ответы записать словами.

Пришло время физкультминутки. 1 мин

Вышли из-за парт, руки на пояс, улыбнулись и слушаем меня
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре
С силой их к плечам прижать – это пять
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

“Хоккей”. Задача. Ответ записать словами.

За 10 лет своего существования сборная России по хоккею на чемпионатах мира, на европейских хоккейных турнирах и олимпийских играх завоевала на 24 медали разного достоинства. Из них серебряных медалей на одну меньше, чем золотых и на одну больше, чем бронзовых. Сколько медалей у нашей сборной каждого достоинства?

Бобслей. Решение примеров. Самопроверка. Устное проговаривание (русский язык).

Определите суммарное время четырех заездов двойка Александра Зубкова и Алексея Воеводы (золотая медаль):

56 + 56,57 + 56 + 56,49 =

Определите суммарное время четырех заездов четверки Александра Зубкова, Алексея Воеводы, Дмитрия Труненкова и Алексия Негодайло (золотая медаль):

54 + 55,37 + 55 + 55,39 =

Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем?

Имена числительные играют в нашей жизни важную роль. Слова данной части речи называют количество предметов и их порядок при счёте.

Если бы не было количественных числительных, мы не смогли бы поведать о том, что легендарная гимнастка Лариса Латынина является обладательницей восемнадцати олимпийских наград.

Без употребления порядковых числительных невозможен рассказ об истории человечества. Числительные делают повествование точным, например, в тысяча девятьсот тринадцатом году была создана Олимпийская эмблема.

Следовательно, правильно употреблять числительные в устной и письменной речи должен уметь каждый образованный человек.

Подведение итогов. Оценки. Выводы по уроку.

- Чем различается запись числа и числительного?

- Когда и для чего используются числительные в речи?

- Для чего (по мнению учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики?

- Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка?

Друзья! Я поздравляю вас, мы на финише. Итак, кто же лидирует? Объявляется рейтинг.

Тройку победителей определим по жетонам.

Остальные ребята молодцы, вы старались, но вам надо еще поработать над именем числительным

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Чему мы научились?

Учитель: Заспорили два школьных приятеля. Какой предмет важнее? Математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, - утверждал один из них. “А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики”, - отвечал другой.

Ребята, а вы как считаете? (высказывания обучающихся).

Учитель: математика и русский язык как учебные предметы различны. Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности.

Как помогли вам сегодня на уроке знания русского языка и математики Какой вывод вы можете сделать на основе этого?

(Без грамматики не выучишь и математики)

Домашнее задание:

Заполните пропуски в предложениях, опираясь на справочный материал. Числа записать словами.

В ___ веке состоялись последние Олимпийские игры в древности (IV в. н.э.).

В конце ____ века французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры (XIX в.).

Первые современные Олимпийские игры состоялись в ____ году в Афинах (1896 г.)

В ____ г. был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня: факел зажгли направленным пучком солнечных лучей (1912 г.).

В ____ г. Пьер де Кубертен придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой (1913 г.).

В ____ г. впервые прозвучала Олимпийская клятва (1920 г., а в 2000 году в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга)

В ____ г. были учреждены Зимние Олимпийские игры (1924 г.).

В ____ г. были проведены впервые Параолимпийские игры (1948 г., то есть после Второй мировой войны. Первые участники – люди, получившие травмы в сражениях).