Формирование речевых умений аудирования на уроках английского языка в 6-м классе на примере темы «London»

Разделы: Иностранные языки


Вопросы обучения аудированию на уроках английского языка до настоящего времени являются наименее разработанным разделом методики обучения иностранному языку. По-прежнему для учащихся представляет трудность восприятие на слух беглой иноязычной речи. Это связано с низким уровнем сформированности умений аудирования у учащихся: технических, языковых, речевых и коммуникативных. Из названных умений речевые играют важнейшую роль в обучении аудированию, так как невозможно владение иностранным языком без сформированных умений дешифровать звуковые сигналы, т.е. соотносить звучание со значением. Избранный 6 класс предоставляет благоприятные возможности для исследования, в связи с тем, что учащиеся вступают в обучение аудированию, уже обладая некоторым опытом восприятия на слух иноязычной речи, а значит сформированными элементарными умениями.

Для формирования речевых умений аудирования мною были разработаны фрагменты для учащихся 6 класса на примере темы “London”. Прежде чем разработать и провести фрагменты уроков, в выбранном классе были даны учащимся задания для выявления у каждого учащегося уровень сформированности речевых умений аудирования. Учащимся были даны упражнения для восприятия на слух и переработки информации иноязычной речи с учетом возрастных особенностей учащихся (средний этап) и государственного образовательного стандарта по английскому языку.

Как показали результаты тестирования, сформировано умение: запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением говорящего у всех одиннадцати учащихся (100%); логично и последовательно высказываться по содержанию аудиотекста у десяти учащихся (90,9%); аргументировать точку зрения по теме аудиотекста у девяти учащихся (81,8%); уточнить (дополнить) информацию по содержанию аудиотекста у шестерых учащихся (54,5%); выразить различные коммуникативные намерения по содержанию аудиотекста у троих учащихся (27,2%); строить краткое сообщение по теме аудиотекста у одного учащегося (9%). У троих учеников уровень сформированности аудирования находится на уровне фрагментарного понимания, у восьмерых – на уровне общего понимания.

Фрагменты разработаны с учетом гипотезы на основе соотнесения уровней сформированности умений аудирования у учащихся и речевых упражнений для обучения аудированию.

Далее предлагаем развернутые конспекты фрагментов уроков. Приложение

После проведения пробного обучения был организован контроль по выявлению уровня сформированности речевых умений аудирования у данных учащихся. Сформированы умения после пробного обучения: запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением говорящего у всех одиннадцати учащихся (100%); логично и последовательно высказываться по содержанию аудиотекста у всего класса (100%); аргументировать точку зрения по теме аудиотекста у десяти учащихся (90,9%); уточнить (дополнить) информацию по содержанию аудиотекста у десяти учащихся (90,9%); выразить различные коммуникативные намерения по содержанию аудиотекста у девяти учащихся (81,8%); строить краткое сообщение по теме аудиотекста у троих учащихся (27,2%).

Таким образом, процент повышения уровня сформированности речевых умений аудирования у учащихся 6 класса Саскылахской средней общеобразовательной школы после пробного обучения составил 8%.