Урок-конференция по литературе, посвященный Дню памяти репрессированных, «Это память опять беспокойно листает страницы…» (по рассказу В.Н. Макшеева «Письмо»). 7–8-е классы

Разделы: Литература


Вадим Николаевич Макшеев – известный томский писатель, отразивший в своих произведениях историю и быт сибирской советской деревни, запечатлевший страшные годы репрессий, охватившие Нарымский край в 30-е годы. Но для жителей села Новый Васюган – это родной и близкий по духу человек, оставивший здесь свои корни. На кладбище репрессированных, где теперь располагается памятник спецпереселенцам, покоится прах его матери и сестры, умерших от голода в Новом Васюгане в 1942 г.

Начиная с 2012 года, в школе проводятся Макшеевские чтения, на которых учащиеся, педагоги и приглашенные гости вместе читают и анализируют произведения В.Н. Макшеева. По итогам чтения самые активные участники мероприятия награждаются книгами из благотворительного фонда имени Светланы Макшеевой, созданного в нашей школе по инициативе писателя в 2011 году.

В этом году для 4-х Макшеевских чтений нами был выбран рассказ “Письмо”. Рассказ небольшой, но содержательный. И как показал урок, учащимся 7-8 классов читать, анализировать произведение было легко. Кроме этого в следующем году наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, герой же рассказа старый фронтовик, решивший написать письмо в редакцию газеты о войне, рассказать молодым, как все было, вспомнить погибших. Но ветеран сталкивается с черствостью и безразличием молодости. Это ещё одна причина нашего выбора – безразличие молодого поколения, к ветеранам, прошлому нашей страны. Данный рассказ позволяет еще раз обратиться к актуальным в наши дни проблемам – милосердия, взаимопонимания и уважения.

Цели:

- формировать и развивать интерес учащихся к истории родного края;

- воспитывать в детях чувство милосердия не только к пожилым людям и ветеранам, но и друг к другу;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ; прививать любовь к Родине;

- развивать умение подбора и анализа материалов;

- развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;

- развивать навыки публичного выступления и анализа художественного произведения;

- освоение рациональных приемов и навыков работы с художественными текстами;

- приобретение опыта публичного выступления.

Предварительные задания для учащихся:

- подготовить характеристику героя рассказа;

- нарисовать рисунки к прочитанному тексту;

- подготовить инсценировку эпизода рассказа “Письмо”, выучить наизусть отрывок из произведения А.Т. Твардовского “Василий Тёркин”;

- подготовить ряд вопросов по темам “Письмо”, “Герой рассказа”, “Фронтовые будни”;

- подготовить материал о местных ветеранах ВОв.

На уроке песни исполнял Владимир Максимцев (местный бард), но легко можно заменить и на аудиозапись или выступление самих учащихся.

Оборудование: презентация (иллюстративная); рисунки, подготовленные учащимися 7-8 классов; военная форма для инсценировки.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

Учитель:

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы рады видеть вас на 4-х макшеевских чтениях. Сегодня мы обращаемся к рассказу В.Н. Макшеева “Письмо”. (Слайд 2) Выбор этого произведения неслучаен, так как 9 мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие Великой Победы.

Война закончилась в 45-ом, и на землю пришла долгожданная тишина.

2. Исполнение песни “Тишина” (гр. “Ариэль”). Слайд 3 серия.

3. Обсуждение рассказа. Слайд 4.

Учитель:

Как много солдат осталось на той земле, не вернулось из боя. Поэтому и болит сердце старого солдата. А память вновь и вновь беспокойно листает страницы. Он выжил, пришёл, и поэтому должен рассказать о той войне, о тех, кто остался и не придет никогда. Ребята, вы подготовили вопросы о герое рассказа, теперь самое время задать их. (Учащиеся задают вопросы друг другу, обсуждение героя рассказа)

Учащиеся:

- Кто герой рассказа? (Пожилой человек, мужчина, фронтовик/

- Каким мы видим героя рассказа? Что можем сказать о нем?

(Старый больной человек, голова седая, в шрамах. Малограмотный, простой работник рыбхоза. Пишет письмо, волнуясь и стараясь передать в нем свои воспоминания о войне и боль.)

- Если бы у вас были краски, каким был бы портрет?

Учитель:

- А вот таким его изобразили ребята на своих рисунках. (Слайд 5-6) Как вы думаете на них можно узнать нашего героя? Ответы.

Теперь давайте внимательно рассмотрим рисунки, которые развешаны на стенах.

- Все ли они имеют отношение к рассказу “Письмо”? Если нет, то почему? К какому месту из рассказа подходят и почему? Зачитайте эти эпизоды .

Обсуждение рисунков и эпизодов рассказа.

Герой рассказа немногословен. Но даже за скупыми строчками о фронтовых буднях предстаёт суровый лик войны. Найдите и зачитайте строки, посвященные военным будням. (Ученики зачитывают, задают уточняющие вопросы.)

У А.Т. Твардовского в поэме “Василий Тёркин” в главе “Переправа” тоже есть описание фронтовых будней. Послушайте эти строки. Выступление чтеца. Слайд 7-серия.

- Можно ли увидеть здесь перекличку со строками рассказа В.Н. Макшеева?

Обсуждение учащимися сходства и различий фрагментов произведений.

Учащиеся. Слайд 8:

- От какого лица ведется рассказ? (От лица старого фронтовика.)

- В данном произведении автор использует разговорную лексику, сознательно допускает ошибки. Почему?

- Зачем писатель использовал такую форму повествования? (Рассказ очевидца, участника событий, более достоверен. Такой рассказчик не просто перечисляет факты, он передает чувства, мысли того времени. Такое повествование более эмоционально, поэтому заставляет читателя сопереживать герою.)

- Почему герой решил написать письмо? (Он чувствует, что скоро уйдет, как ушли многие из них, воевавших за Родину. А вместе с ним уйдет и память о тех днях, а главное забудут людей, сражавшихся вместе с ним. Он должен рассказать его войне, вспомнить людей, которых встречал. В газете напечатают, их родственникам и знакомым будет приятно, что давноушедших не забыли. Ведь человек жив, пока его помнят.)

Учитель:

- Зачем нужно помнить что было? Чему нас, современных людей, может научить история?

- Объясните, как вы понимаете смысл этих слов: “Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего”.

- Говоря о названии рассказа, можно отметить, что оно имеет двойственный смысл. Какой? (Письмо в редакцию, письмо-память, письмо потомкам.) Обсуждение названия.

Учащиеся:

- Этот рассказ только ли о войне? О чём?

- Прав ли автор, рассказывая о черствости и равнодушии?

Примеры равнодушия и чёрствости в современной жизни.

Ответы учащихся.

4. Инсценировка (Приложение 1). Выступают ученики 7 класса. Слайд 9-13.

Учащиеся:

- Почему работники газеты так отнеслись к этому письму? Как ждал старый фронтовик ответа на свое письмо?

Найдите и зачитайте эти строки.

Учитель:

- Как вы понимаете значение слова милосердие? Из каких слов оно состоит?

- Важно ли умение сострадать в современном мире? Трудно ли быть милосердным? Что для этого нужно?

- А сколько осталось в нашем селе ветеранов? Что вы знаете о них?

Ответы учащихся.

5. Выступление учеников 8 класса о ветеранах села.

6. Исполнение песни “Это память опять…” (Ю.Антонов). Слайд 14-15-серия.

В презентации использована фотография ветеранов села Новый Васюган Томской области Каргасокского района.

Литература и другие источники

  1. По собственным слезам, по собственным следам… В.Н. Макшеев/ Томск, 2013 г., с.27-34.
  2. Василий Тёркин. Тёркин на том свете. Стихотворения. А.Т. Твардовский / М.: “Эксмо”, 2003 г., с.42-44.
  3. www.intpicture.com
  4. 1941-1945.at.ua›photo/2
  5. http://waralbum.ru/
  6. www.muzofon.com