Механическая работа. Мощность

Разделы: Физика


Вид урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний.

Цель урока: расширить знания о механической работе и мощности. Дать представления об особенностях работы силы тяжести, упругости, трения.

Задачи.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о механической работе и мощности, полученные в седьмом классе. Дать понятие о работе силы тяжести, упругости и трения.

Развивающие: научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять; умения анализировать, сравнивать и делать выводы; развитие мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные: воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету; расширять кругозор, формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация “Механическая работа. Мощность”; динамометр, брусок.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение,   личностно-ориентированное.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Работа с учебником.
  5. Экспериментальное задание.
  6. Решение задач.
  7. Домашнее задание.
  8. Итог урока.

Ход урока

В начале 19-го века на заводах и фабриках работали станки, моря и реки бороздили пароходы, использовались паровозы. (Cлайд 2)

  • Что у них общего? (Все они приводились в движение двигателями).
  • Почему их назвали двигателями? (Двигатель – он всегда что-то движет: прикладывает силу, причем точка приложения этой силы перемещается в направлении действия этой силы).

Французский ученый Жан Виктор Понселе (слайд 3) предложил считать мерой действия двигателя произведение модуля силы на модуль перемещения точки приложения силы. Эту величину он назвал работой.

Какие существуют условия совершения работы?

Два условия совершения работы (слайд 4):

  1. На тело действует сила
  2. Тело перемещается

Работа вычисляется по формуле А = F·S [A] = 1Н·м = 1 Дж (слайд 5)

Механическую работу определяют: (слайд 6)

  1. А>0, если направление силы совпадает с направлением перемещения
  2. А<0, если сила и перемещение противоположно направлены.
  3. Когда работа не совершается? (Cлайд 7)

Какую работу надо совершить, чтобы разогнать тело? (Cлайд 8)

А =

Работа различных сил (слайд 9)

  • Работа силы тяжести А = mgh
  • Работа силы упругости A =
  • Работа силы трения A = - Fтр ·S

Экспериментальное задание (слайд 10)

Слайд 11 – одинаковая ли совершается работа (одинаковая, но время затрачивается разное)

Мощность характеризует быстроту выполнения работы.

Мощностью называют физическую величину, равную отношению совершенной работы к промежутку времени, за который эта работа совершена:

N = - мощность (слайд 12)

[N] = 1 Вт

Можно ли выразить мощность через силу и скорость? (Cлайд 13)

Задачи [2]

№ 13.23

№ 13.24

№ 13.26

Домашнее задание: § 13, з. 13.8, 13.16, 13.17, 13.18.

Экспериментальное задание: рассчитайте мощность, развиваемую вами при подъеме по лестнице с первого этажа на третий этаж, если подниматься пешком, бегом. Сравните эти значения.

В заключении я бы хотела узнать, что Вам понравилось, а что нет на нашем уроке.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Достигли ли поставленной цели?
  2. Что этому способствовало?
  3. Были ли трудности? Какие?
  4. Как работали твои товарищи?
  5. Что больше всего запомнилось?
  6. Понравилась ли такая форма проведения урока?

Литература

1. Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2013.

2. Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений/Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев; под ред. Л.Э. Генденштейна – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2013.

Интернет-ресурсы

1. Первый паровоз Стефенсона “Блюхер”
http://railtransport.at.ua/publ/zheleznodorozhnyj_transport_velikobritanii/parovozy_
velikobritanii/bljukher_parovoz/74-1-0-302

2. Паровоз Стефенсона и Черепановых http://900igr.net/
kartinki/fizika/KPD-teplovykh-dvigatelej/KPD-teplovy

3. Первый пароход на Неве. Дмитрий Панкратов http://d-pankratov.ru/archives/5543

4. Понселе Жан-Виктор. Персоны. Организации.

http://sergey.iis.nsk.su/PA/SORAN1957.aspx?id=RAS_57pds43b9f63afbbff59

5. 6. Когда работа не совершается http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf

6. Механическая мощность. Класс!ная физика для любознательных . /
[Электронный ресурс]// http://class-fizika.narod.ru/7_moshnost.htm

7. http://physik.ucoz.ru/photo/5-0-251-3 Механическая мощность (формула).

6.04.2015