Творческий диктант по картине В.М. Васнецова «Аленушка». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить точно, ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах;

воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи;

развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать художественный вкус, чувство прекрасного.

Оборудование урока:

  • репродукции с картин В. М. Васнецова “Аленушка”, “Богатыри”, “Витязь на распутье”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Иван - царевич на сером волке” и др.;
  • раздаточный материал (карточки с эпитетами, таблицы для заполнения рабочих материалов, репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка”).

Организационный этап

Взаимное приветствие.

Организация внимания.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

В тот лес, что над омутом зелень смыкает
Пришла ты откуда, родная такая?
И кажется - ты уж давно здесь сидишь,
Задумчиво в воду глядишь - не глядишь.
А камень холодный, вода глубока,
Вниз голову клонят глаза, как тоска.
О чём ты задумалась? Так бесконечно...
Никто мне не скажет, и я не отвечу;
Лишь лес, что над омутом зелень смыкает,
Язык твоих дум до конца понимает.

Эти строки поэт Всеволод Николаевич Любимов посвятил знаменитой картине русского художника Виктора Михайловича Васнецова “Алёнушка”.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством великого русского художника В.М. Васнецова, с историей создания его замечательной картины “Аленушка”. Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем написать творческий диктант по этой картине.

? Скажите, в чем, с вашей точки зрения, заключается сложность описания картины?

(Своеобразие и сложность описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось выполнить этот замысел)

(Cвоеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас)

? Какая часть речи поможет нам это сделать?

(Имя прилагательное)

? Чтобы наше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать?

(Сравнения, метафоры, слова в переносном значении, эпитеты)

 Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца.

Сын сельского священника, Васнецов готовился пойти по стопам отца. Однако тяга к искусству привела девятнадцатилетнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств.

Васнецов на своих полотнах воспевал силу, красоту и величие русского народа. Это был талантливый человек. Художник очень глубоко чувствовал красоту русских сказок. Народное творчество вдохновило В.М. Васнецова на создание бессмертных художественных произведений. Через все свое творчество он пронес огромную любовь к человеку, веру в его светлое, счастливое будущее.

Уже более трех четвертей века чудесным сказочником живет Виктор Михайлович Васнецов в благодарной памяти нескольких поколений русских людей, с детства вовлеченных его могучим талантом в образный мир народной поэзии. Kтo из нас в золотую пору своих детских лет не замирал в восхищении перед красочными картинами Васнецова на стене родного жилья, в школе или на странице любимой книги?

...Иван-царевич мчит верхом на лохматом волке через лесную глухомань с прильнувшей к его груди прекрасной Еленой; на волшебном ковре-самолете везет Иванушка-дурачок в золотой клетке пойманную им Жар-птицу; три царевны вышли по иванушкиной воле из подземного царства, принеся ему во владение три главных земных богатства — золото, драгоценные камни и руду; а знаменитых три богатыря, охраняющих покой Великой Руси…

(Рассказ учителя сопровождается одновременным показом картин художника, Приложение 1)

? В. М. Васнецов писал: “Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим”. Как вы понимаете эти слова?

Этап усвоения новых знаний

А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Аленушка”.

? Что вы можете сказать о названии этой картины?

(Оно напоминает русскую народную сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. “Я всегда жил и живу Русью”, - говорил о себе В. М. Васнецов.

? Можем ли мы назвать картину Васнецова иллюстрацией к русской народной сказке? Почему? (Можно попросить учащихся напомнить содержание сказки)

(Нет. Не соответствует содержанию сказки. “Привела ведьма Аленушкку на реку. Кинулась на неё, привязала Аленушке на шею камень и бросила её в воду. < …> Побежал козленочек на речку, стал на берегу и жалобнёшенько закричал:

- Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Аленушка из реки ему отвечает:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.”)

Совершенно верно. Никогда Васнецов не придерживался точного текстового содержания той или иной сказки или былины. Они всегда являлись только отдаленным первоисточником, отправной точкой для творческой фантазии художника, создавшего в удивительном соответствии с народной традицией свою собственную сказку, в которой все дышит подлинно народной поэзией.

В "Аленушке" народная сказка как бы перевернута, в ней нет ни братца Иванушки, стоящего над омутом и обращенного в козленка, ни брошенной в воду с тяжким камнем на шее Аленушки, жалобно зовущей на помощь. Все здесь наоборот: на большом прибрежном камне в центре картины сидит, пригорюнившись, одинокая девушка-сиротка, васнецовская Аленушка, и оплакивает то ли братца Иванушку, которого погубили злые люди, то ли свою горемычную сиротскую долю.

"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком.

Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

? Какое время года изображено на картине, докажите.

(Осень. В воде плавают опавшие пожелтевшие листья, листва берез золотистая, листочки клена красные, небо по-осеннему покрыто облаками).

? Каким вы видите небо, изображенное на картине?

(Низкое пасмурное небо, которое пронзила тонкой стрелой холодная заря)

? Каким вам видится лес?

(Страшный, дремучий, густой, таинственный; зеленые пушистые елочки стеной окружают Аленушку, как бы защищая ее от злых напастей)

? Как художник изобразил воду?

(Недвижный, черный, неласковый омут; темная стоячая вода)

? Какими вы видите одиноко стоящих осинок и осоку?

(Нежные, тонкие осинки робко подступают к воде; колкие зеленые стрелы осоки)

? Опишите камень, на котором сидит Аленушка.

(Холодный, серый, неприютный)

? Как чувствует себя Аленушка в этой немой глуши?

(Горько, горько сиротинке в этой чащобе)

? Закройте глаза. Представьте, что вдруг ветер пробежал по ельнику, зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, потекли унывные звуки тоски и печали. Что может слышать Аленушка? Какие звуки?

(Плач Иванушки, или ветер донес шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий , злой смех ведьмы).

Вглядитесь пристальней в картину. И вы поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая Царевна-Лягушка. Вслушайтесь… И до ваших ушей долетят звуки летящей Баба-Яги. А из зеленой мглы ельника высунется добрая рожа лешего… Таков колдовской мир васнецовской картины – реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную ткань русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

? Как изображен центральный образ картины – Аленушка? Какой вы её увидели?

(Одна-одинешенька сидит Аленушка в темном дремучем лесу на берегу лесного озера, положила голову на колени и печально смотрит в воду. Одета она в простой крестьянский наряд: темно-синий сарафан, ситцевую голубую кофту, выцветшую от солнца и непогоды. В Аленушке нет ничего сказочного, это бедная крестьянская девочка).

? Как вы думаете, почему Аленушка оказалась в этом лесу, что привело ее сюда?

(Поиски брата, незаслуженные обиды людей и т.д.)

? Подумайте, почему художник написал Аленушку на фоне осеннего пейзажа?

(Художник хотел показать, что природа сочувствует горю Аленушки. Осенняя унылая пора лучше всего подходит к настроению девочки)

? Итак, еще раз всмотритесь в картину и попытайтесь определить основную мысль картины, ее содержание?

(На картине изображена Аленушка, тяжело и несправедливо обиженная людьми, пригорюнившаяся на сером камне-валуне на берегу лесного озера, окруженного дремучим лесом, полным таинственных шорохов. Природа, изображенная на картине, как бы разделяет горе и заботы несчастной девочки)

Верно. Аленушка, простая крестьянская девочка, любит природу, которая как бы разделяет с ней ее заботы.

? Что помогло вам определить основную мысль картины?

(Наблюдение, детальное рассмотрение картины)

Я думаю, что сегодня вы еще раз убедились в том, что не все сразу можно заметить. Только внимательно рассматривая изображенное, можно видеть детали, имеющие порой важное значение. Рассматривать, наблюдать – это значит внимательно рассматривать предметы, устанавливать связь между ними, обращать внимание на их форму, цвет, на их характерные признаки.

Этап закрепления новых знаний

А теперь послушайте текст-описание картины В. М. Васнецова “Аленушка”.

На сером камне около лесного озера одиноко сидит (грустная, задумчивая, одинокая, печальная) Аленушка и печально смотрит в (почти черная, темно-коричневая, холодная) воду. Ее (большие, карие, мечтательные, темные) глаза широко открыты. (Вылинявшая, крестьянская, порванная, старая) одежда, босые ноги говорят о бедности девочки. (Каштановые, шелковистые) волосы в беспорядке рассыпались по плечам.

(Неприветливое, осеннее, пасмурное, равнодушное, серое, сумрачное, унылое, хмурое, холодное) небо. Взгляд Аленушки прикован к (глубокое, застывшее, неподвижное, темное) озеру, по которому медленно плавают (желтые, золотые, опавшие, пожелтевшие) листья. Вся фигурка девочки выражает (безутешное, безысходное, большое, великое, тяжелое) горе. (Бледные, блеклые, неяркие, осенние, тусклые, холодные) краски пейзажа создают грустное настроение.

За спиной Аленушки безмолвно стоит (глухой, дремучий, мрачный, темный, угрюмый, хмурый) лес. (Вечнозеленые, пушистые, стройные) елочки стройно тянутся вверх. Робко подступили к воде (задумчивые, молоденькие, серебристо-зеленые, тоненькие, трепетные) осинки. Над головой девочки весело щебечут ласточки.

Лучи солнца слабо освещают верхушки деревьев. Природа бережно охраняет Аленушку, разделяя с ней горе.

? Какую особенность вы заметили в этом тексте?

(Текст очень бедно описывает картину, что объясняется отсутствием имен прилагательных)

Данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если …

(Обогатить этот текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий)

Далее работа строится по группам (14 групп): учащимся предлагается карточка, содержащая имя существительное и возможный ряд эпитетов. Задача учащихся – подчеркнуть имена прилагательные, причастия, наиболее точно описывающие предметы картины В. М. Васнецова

Аленушка гордая, грациозная, грустная, задумчивая, застенчивая, изможденная, изящная, кроткая, молчаливая, одинокая, робкая, печальная, скромная, тихая,
Глаза беззащитные, большие, встревоженные, добрые, доверчивые, измученные, карие, мечтательные, невинные, робкие, страдальческие, темные
Одежда вылинявшая, крестьянская, невзрачная, порванная, серая, старая
Волосы волнистые, всклокоченные, золотистые, каштановые, лохматые, распущенные, растрепанные, шелковистые
Озеро гладкое, глубокое, застывшее, мертвое, мутное, неподвижное, печальное, стоячее, суровое, темное, черное
Вода зеркальная, ледяная, недвижная, полусонная, почти черная, спокойная, темно-коричневая, холодная
Небо высокое, грозное, неприветливое, непроглядное, низкое, осеннее, пасмурное, равнодушное, серое, сумрачное, тревожное, унылое, хмурое, холодное
Листья желтые, золотые, опавшие, пожелтевшие, сонные
Лес безмолвный, бескрайний, глухой, дремучий, мрачный, печальный, плотный, суровый, таинственный, темный, угрюмый, хмурый
Елочки вечнозеленые, густые, дикие, дружные, колючие, могучие, мохнатые, пушистые, стройные
Осинки задумчивые, корявые, курчавые, молоденькие, обнаженные, роскошные, серебристо-зеленые, тоненькие, тощие, трепетные, хрупкие
Краски пейзажа бледные, блеклые, грустные, неяркие, осенние, печальные, тоскливые, тусклые, холодные, яркие
Горе безнадежное, безутешное, безысходное, большое, великое, огромное, тяжелое

После обсуждения работа проверяется. Проверку можно осуществить двумя способами:

- учащимися зачитываются и обсуждаются выбранные определения. После окончания проверки ребятам выдается карточка с опорными словами

Аленушка грустная, задумчивая, одинокая, печальная
Глаза большие, карие, мечтательные, темные
Одежда вылинявшая, крестьянская, порванная, старая
Волосы каштановые, шелковистые
Озеро глубокое, застывшее, неподвижное, темное
Вода почти черная, темно-коричневая, холодная
Небо неприветливое, осеннее, пасмурное, равнодушное, серое, сумрачное, унылое, хмурое, холодное
Листья желтые, золотые, опавшие, пожелтевшие
Лес глухой, дремучий, мрачный, темный, угрюмый, хмурый
Елочки вечнозеленые, пушистые, стройные
Осинки задумчивые, молоденькие, серебристо-зеленые, тоненькие, трепетные
Краски пейзажа бледные, блеклые, неяркие, осенние, тусклые, холодные
Горе безутешное, безысходное, большое, великое, тяжелое

- по ходу проверки учащиеся заполняют опорные материалы таблицы:

Аленушка  
Глаза  
Одежда  
Волосы  
Озеро  
Вода  
Небо  
Листья  
Лес  
Елочки  
Осинки  
Краски пейзажа  
Горе  

Итак, возможные слова-определения подобраны. Приступаем к выполнению итогового задания. Ваша задача – распространить диктуемое за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

(Учитель диктует диктант (Приложение 2) и одновременно показывает на картине описываемые предметы (Приложение 1).)

Запись диктанта

? Подчеркните все имена прилагательные в тексте.

(После записи диктанта и выполнения задания двое-трое учеников читают получившийся у них текст.)

? Какой вывод вы можете сделать теперь? Как и почему изменился текст диктанта?

(Урок можно завершить чтением стихотворение О. Берггольц “Аленушка” (Приложение 3))

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, выставив себе оценку.

Выразите графически свое настроение: