Интегрированный урок (окружающий мир + литературное чтение) «Погода и ее предсказание»

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Класс: 2 класс.

Предмет: Окружающий мир + Литературное чтение.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Мир вокруг нас. 2 класс” А. А. Плешакова; книга М. Криевича “Какая завтра погода”.

Используемая методическая литература: Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс; книга М. Криевича “Какая завтра погода”; Тезисный вариант научно-исследовательской работы учеников Сунтарской начальной школы Алёны и Тимура Назаровых.

Краткое описание: Познакомить детей с прибором “Природный барометр”; книгой М. Криевича “Какая завтра погода”; научить решать среднюю температуру воздуха; дать общее представление о погоде.

Цели урока.

Обучающая:

  • Перечислить явления природы;
  • Объяснить, что является причиной изменения погоды;
  • Познакомить учащихся с примером определения атмосферного давления;
  • Научить решать среднюю температуру воздуха; дать общее представление о погоде, какая она бывает.
  • Изучить работу и устройство природного барометра;

Развивающая:

  • Учить сравнивать прогноз погоды по термометру и интернету.
  • Развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

  • Вызвать интерес к народным приметам.
  • Пробудить заботу об охране природы.
  • Выразить свое мнение.

Задачи урока.

  • Формировать целостное научное мировоззрение на окружающий мир через процессы восприятия, наблюдения, сравнения и обобщения полученной информации.
  • Дать понятие погоды как совокупности таких природных явлений как изменение температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
  • Систематизировать и дополнить знания учащихся о причинах возникновения тех или иных природных явлений, влияющих на погоду родного региона.

Оборудование.

Для учителя:

1) презентация;

2) компьютер, проектор, экран;

3) листок бумаги А 3;

4) учебник “Мир вокруг нас. 2 класс” А. А. Плешакова;

Для учащихся:

1) учебник “Мир вокруг нас” А. А. Плешакова;

2) “Карта открытий” - индивидуальные рабочие листы.

Использование ИКТ дает на данном уроке возможность:

  • применить интерактивные схемы, поясняющие причины природных явлений;
  • использовать для урока большое количество красочных фотографий природных явлений;
  • в игровой форме провести рефлексию в заключительной части урока.

Перед уроком учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек, где выбирается ведущий, который корректирует работу группы. На столе у каждой группы сигнальный карточки красная означает – “Идёт обсуждение задания”, зелёная – “Ответ готов”.

План урока

Этапы урока Содержание работы Время
1. Организационный этап. 1. Создание рабочей обстановки урока. 1 минута
2. Мотивация. Постановка темы и цели. 2. С помощью вопросов дети сами мотивируют тему и цель урока. 2 минуты
3. Метапредметная связь. Расширение кругозора учащихся. 3 минут
4. Усвоение новых знаний.    
Объяснение нового материала. 5 минут
Признаки погоды. 3 минуты
Лабораторная работа. 4 минуты
Народные приметы. 1 минуты
Природный барометр. 2 минуты
Физкультминутка. 1 минута
Творческая работа учащихся. 10 минут
Защита проектов. 5 минут
4. Закрепления новых знаний. Рефлексия. 1 минута
5. Домашнее задание. Инструктаж о выполнении домашнего задания. 1 минута
6. Оценка деятельности. Итоговая оценка деятельности и знаний учащихся. 1 минута
Итого:   40 минут

Конспект хода урока

Слайд Деятельность учителя Деятельность ученика
  I. Организационный момент.

- Сегодня вы разделились на 4 маленькие группы по 5-6 человек, где выбирается ведущий, который корректирует работу данной группы. На столе у каждой группы сигнальные карточки: красная карточка означает – “Идёт обсуждение задания”, зелёная – “Ответ готов”.

Выбор ведущего ученика.
     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметная связь

2) Мотивация. Постановка проблемы.

- Сегодня мы с вами идём на прогулку.

- Ребята, а вы все оделись по погоде?

- Откуда вы узнали, какая сегодня будет погода?

- А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?

- Находясь дома, можем определить, во что надо одеться, чтобы не замерзнуть, или не вспотеть? -Каким прибором вы пользуетесь?

- Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперед моряки дальнего плавания, летчики, машинисты поездов. Люди разных профессий, которые находятся в пути несколько дней.

- По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

- О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке?

Ответы учащихся.

 

 

Посмотреть температуру воздуха уличным термометром.

Ответы учащихся.

 

 

О погоде.

- Что бы вы хотели узнать?

3) Представление книги М. Криевича “Какая завтра погода”.

- Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы. А поможет нам в этом книга из серии “Почемучкины книжки” Михаила Криевича “Какая завтра погода?”

Что такое погода?

От чего она зависит?

Почему погода постоянно меняется?

Откуда знают о погоде на завтра?

Зачем о погоде надо знать заранее?

  4) Объяснение нового материала

- Что такое погода?

- В словаре С. И. Ожегова написано:“Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?”

- Какое слово оказалось непонятным?

Предположения детей.

Ученики сами говорят тему урока.

Атмосфера.

Слайд 1. АТМОСФЕРА

Слайд 2.

ПОГОДА.

Слайд 3.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗИМЫ.

- Наша планета Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой.

Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково.

От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время.

“ Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности”.

5). Признаки погоды.

Ребята для вас я приготовила рисунки с признаками погоды, посмотрите и объясните, какие признаки предсказания погоды изображены.

- Зима. (Вот какая будет зима?..)

- Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

- Осенью листопад пришел скоро жди суровой зимы.

- Теплая осень к долгой зиме.

- Кожура на луковице тонкая – зима будет мягкая, толстая и грубая – суровая.

-Коршун летает низко перед дождём.

- Перед дождём или холодами собаки и кошки спят закутав нос лапой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими знаниями.

  6). Лабораторная работа

Поднимите руки.

- Кто любит природу?

- Кто хочет стать хорошим следопытом, охотником, рыболовом, знатоком жизни леса?

- Сейчас мы пронаблюдаем и рассчитаем среднюю температуру воздуха за эту неделю.

Необходимо сложить все температуры воздуха за 5 дней и разделить на количество дней. (Например)

понед втор среда четв пятн
- 38 -39 - 40 - 42 - 43

38+39+40+42+43= 202

202:5=40,4 градуса.

 

 

Дети поднимают руки.

 

 

Работа в группах.

  - Вот и вы узнали примерную погоду.

-Таких наблюдений человек делает очень много, и называют их синоптики. Эти люди занимаются исследованиями и прогнозами погоды, сравнивают погоду разных лет.

 
  7). Предсказание погоды. Народные приметы.

- В старину у наших предков были предсказатели погоды. Они определяли время наступления зимы и лета, какое оно будет - засушливое или дождливое, предсказывали урожай, удачу на охоте или рыбной ловле. Наблюдая природные явления, люди давно заметили, что одни из них влекут за собой другие. Ученые насчитывают сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выполнять роль барометров, индикаторов влажности и температуры, предсказатели штормов, бурь и хорошей погоды.

 
Слайд 4.

РИСУНОК ЕЛИ.

Рассказ из собственного опыта и исследования учителя.

У меня есть двое детей. Когда они были маленькими

наш дед в лесу показал старую ель. Её ветки с жесткими хвоинками росли почти до самой земли и задерживали солнечные лучи.

Дед рассказал, что разные животные предпочитают жить именно в еловом лесу. Оказывается и белка строит своё гнездо, и медведи часто строят берлогу под корнями упавшей ели, и филин устраивает свой домик тоже на ветке ели.

 
Слайд 5.

ПРИРОДНЫЙ БАРОМЕТР.

8). Природный барометр.

Из ветки ели дед сделал такой прибор, который всё время двигался. Это маленькая веточка точно указывала приближение дождя. Когда приближался дождь, то ветка поднималась вверх, а когда стояла солнечная, ясная погода, то ветка загибалась вниз. И мы назвали этот прибор - ПРИРОДНЫЙ БАРОМЕТР.

- Скажите ребята, почему двигается это ветка?

При понижении атмосферного давления веточка природного барометра поднимается вверх, значит скоро дождь, а если идёт вниз - дождя не будет.

Оказывается, все деревья реагируют на изменение погоды.

Пронаблюдали за погодой 5 лет и сделали такой вывод. Циклон с обильными осадками узнаёт за один день раньше, а приближение грозы с сильным ветром узнаёт только в течение 30-40 минут.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

  9) Физкультминутка.

Осторожно ветер за калитку вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше,
Покачал тихонько ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

Руки вверх, махи вправо-влево.

Хлопки в ладоши. Топанье ногами.

Руки вверх, махи вправо-влево.

Хлопки в ладоши. Топанье ногами.

Повороты, руки вправо-влево.

Взмахи руками – прощание.

  - Вам понравился мой рассказ?

А сейчас я вам даю время на собственное творчество.

Ответы детей.
  10). Творческая работа учащихся.

-Вам необходимо найти, как влияют изменения погоды на живые организмы и как реакции животных можно использовать для предсказания погоды.

Учащиеся делятся на 4 группы:

  • "Морские предсказатели"
  • "Пернатые синоптики"
  • "Животные - метеорологи"
  • "Цветочные барометры".

- Результатом вашей работы будет коллективный рисунок, с приметами, описанием поведения животных.

- Попробуйте предположить, какая средняя температура воздуха?

 

Самостоятельная коллективная работа.

  11). Защита проектов.

- Ведущий команды защищаете проекты.

Защита проектов.
  12) Рефлексия.

Ответы на вопросы:

1) Воздушная оболочка, окружающая Землю называется... (атмосфера)

2) Атмосферные осадки, представляющие собой кристаллики льда называются... (снег)

3) Атмосферные осадки в виде водяных капель или струй называются... (дождь)

4) Скопление облаков называется... (облачность)

5) Состояние атмосферы в данном месте в данное время называется... (погода)

6) Специалист по прогнозированию погоды называется... (синоптик)

7) Учреждение для регулярных наблюдений над состоянием атмосферы и земной поверхности называется... (метеостанция)

  II. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

1) Дома прочитайте статью учебника на страницах 22-23. Обратите внимание, что не только синоптики могут предсказывать погоду.

2) Отгадайте загадки на 12 странице .

Запись домашнего задания кратко в дневнике.
  III. Итоговая оценка деятельности и знаний учащихся.